- Декор предметов Пасха Декупаж Складень «Спас нерукотворный» Бумага Дерево
- Изготовление оклада для иконы. Часть 2
- Технология создания православной иконы
- Складень трехстворчатый. Икона триптих. Реставрация икон
- Иконы
- Формы складней
- Старинные иконы-складни
- Бронзовая икона-складень
- Медные складни
- Ценность икон
- Реставрация
- Что под слоем краски?
- Цена реставрации
- Иконы своими руками: как сделать по фотографии и что следует учитывать при создании икон (85 фото)
- Как сделать икону своими руками из фотографии
- Как сделать икону под старину
- Иконы бисером
Декор предметов Пасха Декупаж Складень «Спас нерукотворный» Бумага Дерево
Добрый вечер!
В подготовке к Светлому Христову Воскресению много заказов на иконы.
Вот такие складни заказали для казачьего центра.
Размер в сложенном виде 10х15. Дерево,кожа
Мы не привыкли благодарить Господа, не думаем о том, сколько милостей Господь изливает на нас каждый день и час, а потому и ропщем на свою судьбу, не миримся со своим положением, жалуемся на тяжелую, скорбную жизнь нашу.
Священномученик Арсений (Жадановский)
Считается, что первой христианской иконой стало нерукотворное изображение Христа, которое проявилось на плате (материи), после того как Спаситель отер им лицо. По одной версии чудо произошло во время крестного шествия на Голгофу; плат же Спасителю подала св. Вероника. Другая легенда гласит, что образ был специально запечатлен для правителя древней Эдессы царя Авгаря после того, как направленный им художник по имени Аннаний не смог написать Христа, лик которого утопал в ярком сиянии.
Так или иначе, евангельский плат лег в основу обширной иконографии, которая получила широкое распространение во всем христианском мире. Первые русские иконы Нерукотворного Спаса, дошедшие до наших дней, относятся к XII веку. Впоследствии лик Иисуса Христа, изображенный на белом и золотом поле, либо на плате, написанном драпировками, стал в числе наиболее популярных икон, которые имелись фактически в каждом доме. В различных изводах образ имеет такие названия как «Спас на плате», «Спас на убрусе», «Спас Мокрая брада», «Спас Вероники» и «Мандилион». Последние два относятся к католической иконографии, которая отличается тем, что вокруг головы Христа изображается терновый венец.
Известно, что в середине X века эдесский плат был доставлен в Константинополь, однако в дальнейшем его следы затерялись. Предположительно, он был похищен во время IV Крестового похода и затонул при кораблекрушении. О том, как выглядела эта реликвия, можно судить сегодня по старинным спискам, дошедшим до наших дней. Первый из них находится в церкви св. Варфоломея в Генуе, второй — в ватиканской капелле Санта Матильда. Третий образ — плат из итальянского города Монопелло — развивает католическую иконографию. Согласно наиболее смелым гипотезам, он может быть тем самым платом, который святая Вероника подала Иисусу Христу во время шествия на Голгофу.
Изготовление оклада для иконы. Часть 2
Продолжаю рассказ по изготовлению более сложной части оклада. Фоток будет много, так как всё-таки 2,5 месяца работы. Конечно, максимально всё сокращённо.
Теперь рисую черновой эскиз будущей работы в CorelDRAW.
Приступаю к изготовлению венца. Т.к. венец диаметром 28 см, а у меня такого проката нет, делаю его из трёх делалей. Сделал прокат толщиной 0,8 мм, серебро 960 пробы, обрезал грубо с большим запасом по абрису головы Богородицы
Начинаю паять Пср80 бесцинковым. Т.е. по сути серебро серебром, только ниже пробой. 80-й припой практически не течёт, такой кашицей его размазываю на пределе плавления основного металла. Это сродни сварке
И так происходит за несколько раз с обеих сторон шва, периодически подчеканивая, что-то снимая бором, подшлифовываю.
И вот наконец-то швы готовы и заготовка для венца
Теперь с обратной стороны венца прочеканиваю место перелома с опушкой, где и будет находится царга
Теперь сглаживаю получившийся валик рядом с углублением
Затем руками сгибаю венец, чтобы он получился объёмным, приподнятым
Переворачиваю, паяю царгу и подгоняю абрис
Затем с лицевой стороны грибком прохожу по основному полю венца, чтобы он стал немного вогнутым. Это делается для того, чтобы после эмалирования эмаль сама чуть выпрямит эту вогнутость, т.к. она тянет металл
Теперь переворачиваю и паяю окантовочные верёвки.
Теперь формирую корону окантовочными верёвками и опиливаю её
Всё то же самое проделал и с остальными элементами, в том числе с маленьким венцом. Пошёл самый нудный процесс набора скани по орнаменту, его пайка.
Теперь чуть убираю припой, где плохо растёкся и будет мешать эмали. Самое главное, чтобы было пропаяно качественно. Затем канфарю фон
Выпиливаю окончательно опушку. Делаю подготовку поверхности для эмалирования в виде нескольких отжигов и отбелов до тех пор, пока поверхность металла не станет белоснежной, и откладываю в сторону. Приступаю к изготовлению надписей в технике выемчатой эмали.
Выпиливаю надписи, оставляя тонкие перемычки, чтобы некоторые элементы не вывалились
После выпиловки припаиваю на основу, чтобы получилось дно. После пайки опиливаю по наружному контуру, снимаю перемычки
Приступаем к эмалирования всего остального. Для всей работы я использовал 4 дулёвских эмали
Все небольшие детали я обжигал в небольшой муфельной печи
Наступила очередь большого венца
А вот очень важный момент! На этой термостойкой плите я заранее обвёл абрис венца и когда венец вынимаю из печи, снимаю с сетки, быстро примеряю на этот нарисованный абрис и двумя пинцетами, пока венец горячий, чуть его сжимаю, подгоняя точно по абрису, т. к. эмаль после расплавления искажает форму венца
Теперь отдаю всё это своей родной сестрёнке, т.к. она художник по эмали с 24-летним стажем и сделает это граздо лучше меня
Всё, роспись готова, оксидирую вот этим
Затем аккуратно с большим количеством мыла латунной кордщёткой обрабатываю оксидированный фон, чтобы убрать цвета побежалости. Если после этой процедуры что-то не понравилось, повторяю процесс уже палочкой из стекловолокна
Всё закончил. Вот уголочки отдельно
Теперь всё монтирую и вуаля!
К сожалению, фото иконы в целом так у меня и не получилась качественно. Зато другие фото в точности всё передают, что есть на самом деле.
Несложные вопросы можете задавать в комментариях, сложные в личку
Технология создания православной иконы
Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.
На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.
1-ый этап: Изготовление иконной доски.
Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.
2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.
3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.
На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.
Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.
4-ый этап: Написание иконы.
После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.
Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.
В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.
Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.
7-й этап: Создание защитного слоя.
Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.
Венчальная пара готова.
Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.
По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.
Складень трехстворчатый. Икона триптих. Реставрация икон
Многие из старшего поколения вспоминают из детства уютный бабушкин дом, где, проснувшись, всегда можно было почувствовать запахи вкусных пирогов, услышать тиканье ходиков и увидеть строгое великолепие Красного угла. К иконам святых обращались с молитвами о помощи, в болезнях и скорбях. Как правило, в каждом доме была икона Господа Спасителя, образ Богородицы, и любимый в народе лик Николая Чудотворца. Кроме обычных образов, у многих имелся складень трехстворчатый, где все эти иконки находились рядом. Также в Красном углу во многих домах стояли свечи или лампадка, медные распятия, бронзовые складни. Все это привлекало и завораживало, побуждало обратиться к Господу нашему с молитвой.
Иконы
В нашем мире стали возрождаться традиции православия. Во многих домах появляются Красные углы. Можно увидеть их и в больницах, офисах, военных частях. Миниатюрные иконы часто сопровождают водителей, путников в дороге. Удобен в таких случаях складень трехстворчатый. Образами благословляют родители детей своих в путь, на службу, на бракосочетание. Надеются при этом на поддержку небесных покровителей. Какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он ни был, спокойнее он себя чувствует, имея рядом иконку. В любое время можно обратиться с молитвой, просить помощи у Господа, Богородицы, всех святых и ангелов.
Слово «икона» произошло от греческого «образ». Каждая имеет свое предназначение, написана в соответствии с церковными канонами.
Формы складней
Старинные иконы-складни
С давних времен популярен среди христиан складень трехстворчатый, многообразие видов которого огромно: нательный, киотный, нагрудный.
Старинные складни называли путевыми иконами. В дальнюю дорогу православные обязательно их брали с собой. Многие иконы так и называли походными. У каждого воина, без исключения, на Руси с XVIII века на груди в виде складня хранились святые образы. Перед трудной битвой, сражением солдаты поклонялись им, просили защиты у Господа.
Самыми первыми старинными складнями считаются литые триптихи, которые еще в Х веке доставлены на Руст были из Византии. Уже в XIX веке литыми складнями заменялись целые иконостасы, большие святцы.
Процесс изготовления складней был весьма тонким, кропотливым, поэтому до наших дней дошло их малое количество, и они считаются очень редкими и ценными.
Бронзовая икона-складень
Настоящим произведением искусства можно назвать старинный бронзовый складень. Матрицу изготавливал отливщик, используя образец отливки. Петли различной конструкции соединяли складень трехстворчатый. Затем к работе приступал мастер-резчик. Кажущаяся простота работы здесь обманчива, ведь никто не смог воспроизвести работу мастеров XIX века до сих пор.
Медные складни
Современные коллекционеры, да и верующие ценят пластику старины. Она вызывает повышенный интерес. Некоторые стремятся создать дома целую экспозицию, где старинная икона-триптих занимает центральное место. Конечно же, все эти предметы религиозного культа очень ценятся за то, что иконы намолены столетиями и имеют особую силу.
Старинные медные складни теперь встретить можно не часто, и поэтому они очень быстро находят новых владельцев. Любители старины не перестают удивляться тонкой работе мастеров, их труд остается вечным.
Ценность икон
Все складни старинные имеют свою судьбу, путь. Иконы могут меняться внешне, просветляться, темнеть, изменять краски без какого-либо вмешательства людей. Образа путешествуют по миру, переходят из одних рук в другие, из одной семьи в другую, из поколения в поколение. Бывает так, что икона обретается чудодейственным способом, дарованным самим Господом.
Самыми ценными считаются иконы, переданные по наследству. В них сконцентрирована вся семейная мощь. Все молитвы, которые произносились с горячим сердцем, верой будут давать силу следующему поколению. Такие иконы называют намоленными. Они дают силы в горестях, утешают, укрепляют духом и верой, вдохновляют на новые дела. Именно поэтому очень важно оставлять своим близким иконы в наследие. Хорошо, конечно же, если икона такая будет не кустарной работы, а мастерской, писаной на доске красками. Останется она на долгие годы всему вашему роду.
Реставрация
Старинные деревянные иконы, хранимые долгое время со временем становятся тусклыми, внешний облик портится, и даже святой образ постепенно стирается. Время делает свое дело. Краски тускнеют, начинают осыпаться, ведь иконы чаще всего претерпевают перепады температур, рядом с ними часто зажигают свечи. Бывает и так, что воск попадает на изображения. Так или иначе, со временем иконам требуется реставрация.
Любой иконе можно предать первоначальный, красивый вид, такую возможность предоставляют опытные, профессиональные реставраторы.
Каждая реставрационная работа имеет несколько этапов. Для начала мастер должен вникнуть в композицию картины. Иногда надписи истираются, фрагменты изображений тускнеют и фактически пропадают. Если утерян лик, необходимо точно установить, какой святой изображен, подобрать каноны в соответствии со стилем. Таким образом возможно воспроизвести первозданный облик.
Далее мастер очень аккуратно удаляет осыпающееся покрытие. При этом детали изображения должны сохраняться. Перед этим этапом иконы фотографируются с самых разных ракурсов, чтобы точно запечатлеть первоначальный облик.
И наконец, мастер делает надежную основу. Она позволяет держаться новой краске очень долгое время. Эта кропотливая работа уже через некоторое время позволяет получить привлекательную, новую икону.
На Руси издавна славились мастера темперной живописи. Теперь работа по реставрации икон заключается как раз в восстановлении темперы. Мастер должен обладать всеми тонкостями иконописи, иметь опыт в реставрации. Обязательно нужно помнить и то, что икона – это не просто картина, а духовное начало верующего, ценный образ.
Прежде чем начинать реставрацию, мастер должен понять технологию иконописи, которая применялась, процессы и последовательность действий. Для восстановления темперы применяются традиционные методы, отработанные веками, используются натуральные материалы. Однако некоторые изъяны позволяют исправить современные технологии, секретные приемы, которыми владеет каждый отдельный реставратор.
Что под слоем краски?
Если производится реставрация икон старинных, то под слоями верхних красок мастер может обнаружить множественные поправки, попытки реставраций других мастеров. Часто реставрация требуется изображениям из-за того, что верхний слой олифы темнеет, требует обновления. Если за иконой не ухаживали должным образом, со временем лик можно и не различить. Восстановления могли производиться неоднократно и не всегда качественно. Так что первоначальный образ может даже отличаться от последнего изображения.
Цена реставрации
Современная реставрация включает в себя: укрепление слоя краски и левкаса, расчистку поверхности, позолоту нимбов, укрепление трещин, тонировку и консервацию. Перед тем как взять на реставрацию икону-антиквариат, мастер внимательно ее изучает и рассказывает клиенту обо всех недостатках, о том, как они будут устраняться. После этого обговаривается стоимость работы. Цены во всех мастерских разные. Но, нужно помнить, что тонкий, кропотливый труд не может стоить дешево. Процесс восстановления долгий, непростой, требует дорогостоящих материалов, опыта и знаний реставратора.
Иконы своими руками: как сделать по фотографии и что следует учитывать при создании икон (85 фото)
Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.
Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.
Краткое содержимое статьи:
Как сделать икону своими руками из фотографии
Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.
Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.
Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:
Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.
Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.
Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.
Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.
Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.
Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.
Как сделать икону под старину
Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.
Иконы бисером
Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.
Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.
Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.
При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.
Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.
Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.
Икону можете подарить или оставить у себя.
Поделки своими руками – это прекрасное хобби, которое дарит радость не только для себя, но и для близких людей. Теперь вы можете поделиться сувенирами с друзьями, сделать им подарки.