Якутские украшения – красивые и необычные.
Якутские украшения – красивые и необычные. Якутки до сих пор носят их в повседневной жизни, умудряясь сочетать даже с деловым костюмом. Смотрите и вдохновляйтесь!
Украшений моного не бывает, ЯКУТСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ЗНАЮТ В ЭТОМ ТОЛК. ))))))))))))))))))
Якутки до сих пор носят национальные украшения по праздникам
В древности якутские украшения делали из бисера, латуни, бронзы. К золоту якуты относились прохладно, излюбленным же материалом для ювелирных изделий было серебро. Украшения выполняли сразу несколько функций, главные из которых – оберег и декларация социального статуса владелицы.
Полный комплект включал около восьми предметов: головные украшения – начальник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (итар5а); нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр); наручные украшения – широкие браслеты (б?5?х) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограмм!
Якутские национальные украшения сегодня
Головное украшение – бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынга – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Впрочем, сегодня это не принципиально – во время национального праздника Ысыаха бастынга надевают как совсем юные девушки, так и пожилые женщины.
Якутка в головном украшении быстынга
Самое большое украшение – шейно-нагрудный комплект илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья – халадай, зимой – поверх шубы. Илин кэбиhэр носится на груди и представляет собой гривну, украшенную спереди и сзади длинными цепочками с подвесками. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.
Обязательная часть якутского женского убора – серьги. Классический вариант – серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы (лилии даурской), птиц, женскую фигуру. Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.
Серьги являются обязательной частью якутского женского убора, такие серьги я бы с удовольствием носила каждый день)))))))))
Сегодня практически все эти украшения можно увидеть на современных женщинах. Крупные, такие как илин-кэлин кэбиhэр и бастынга, надевают во время национальных праздников или по торжественным случаям, мелкие – серьги, кольца, гривны, косоплетки – носят как дополнение к повседневной одежде. Традиции ювелирного искусства, конечно, изменились – ювелиры начали активно использовать золото, драгоценные и полудрагоценные камни, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность. Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит и по цене они доступнее.
Главным ювелирным трендом последних лет стали фаланговые кольца и серьги-каффы. Пришедшие с Востока, они прекрасно вписались в якутскую стилистику и сейчас выглядят практически аутентично. Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах пользуются неизменным спросом. Несмотря на довольно высокую цену – 4-5 килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч – многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.
Знаменитые якутские бриллианты
Говоря о современных ювелирных украшениях нельзя обойти вниманием бриллианты. Алмазы начали добывать в Якутии лишь 50 лет назад, поэтому в традиционных якутских украшениях они не используются, как, впрочем, и другие камни. И, хотя в витринах магазинов можно встретить украшения в национальном стиле с бриллиантовыми вставками, при изготовлении украшений с бриллиантами предпочтение отдается современному дизайну.
Сейчас при изготовлении украшений с бриллиантами предпочтение отдается современному дизайну
При выборе бриллиантов следует обращать внимание на четыре основных параметра – размер, чистоту, цвет и огранку. На ценнике каждого изделия указывается количество камней, вес каждого бриллианта, тип огранки и характеристики, которые обозначаются цифрами от 1 до 9: первая обозначает цвет, вторая – чистоту. Например, надпись на ценнике «1 Кр57 – 0,18 – 2/5А» означает, что в изделие оправлен 1 бриллиант круглой огранки массой 0,27 карат, группа цвета 2, группа чистоты 5, тип огранки А. На первый взгляд кажется, что оценить камень достаточно просто – чем меньше цифры, тем лучше. Однако это не совсем так.
Практически в каждом якутском ювелирном магазине вам предложат украшения с бриллиантами и сертифицированные камни. Цены на них могут колебаться от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей – все зависит от качества и размера. Влияет на стоимость и курс доллара: например, вслед за его резким скачком зимой 2014 года подорожали и бриллианты. Традиционно для бриллиантов используют золотую оправу, но в последнее время некоторые ювелирные фирмы сочетают бриллианты с серебром – цена таких украшений ниже. В любом случае, сегодня в Якутии бриллианты – это своего рода must have, их носят все и всегда, независимо от возраста и времени суток.
Якутские украшения
Украшения всегда были неотъемлемой частью женского костюма, якутские женщины — не исключение. Эта традиция дожила до сегодняшних дней — серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы.
В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро – чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация социального статуса владелицы.
Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения – начельник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр), наручные украшения – широкие браслеты (бɵ5ɵх) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограммов!
Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.
В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы.
В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы.
Вторая часть украшения – кэлин кэбиhэр — носится на спине, она уравновешивала тяжелую переднюю часть, и не давала шее женщины устать. Сегодня, когда украшения стали легче, эта часть убора часто опускается. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.
Серьги — ытар5а носили с древности. Но сегодня самое большое распространение получили серьги с подвесками. Они состоят из двух частей: верхней части — иэмэх, которую продевают в ухо, и подвески – тугэх, которая крепится к иэмэх. Известны также серьги чоху, они изготавливались в виде изогнутой овальной металлической пластины и носились без подвесок.
Подвески имели разнообразный вид и, как и элементы бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, несли информацию о статусе и материальном положении их владелицы. Самые роскошные подвески носили богатые женщины. Представительницы бедных сословий довольствовались более скромными вариантами. Традиционным видом подвесок были елочки, расширяющиеся к низу.
Сегодня классическим вариантом якутских серег приятно считать серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы, птицу, женскую фигуру. Женщины детородного возраста носили подвески с свободно закрепленным внутри элементом в виде небольшой капельки, некоторые источники утверждают, что он символизировал младенца в утробе матери. Состарившись, женщина могла передать подвески своим дочерям или внучкам, верхняя же часть — иэмэх — оставалась с ней до конца жизни.
Есть мнение, что серьги обозначали количество детей, женскую фигуру. Но это неправда, современная выдумка. В имеющихся архивных и археологических материалах никаких упоминаний об этом нет.
Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.
Конечно, сегодня национальные украшения частично утратили свое сакральное значение – выбирая для себя серьги или кольцо, люди руководствуются не смысловой нагрузкой, которую оно несет, а исключительно своим вкусом и предпочтениями.
В дополнение к украшениям традиционных форм ювелиры создают все новые и новые варианты: сегодня в витринах магазинов можно увидеть серебряные серьги и подвески в форме конского чепрака, якутского хомуса, цветка сарданы, чорона, оленей, стерхов. Если даже среди этого разнообразия вы не найдете того, что хотели, можете нарисовать свой эскиз и мастера-ювелиры изготовят украшения в соответствии с вашими пожеланиями.
Изменились за это время и традиции ювелирного искусства – для изготовления украшений в национальном стиле ювелиры начали активно использовать золото, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность. Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит, и по цене они доступнее. Также ювелиры стали использовать в своих работах драгоценные и полудрагоценные камни и, конечно, бриллианты – даже серебряные украшения с такими вставками смотрятся очень эффектно.
Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом. Те, кто не могут позволить себе купить полный комплект нагрудных украшений, могут ограничиться только илин кэбиhэр. И все же, несмотря на довольно высокую цену (4-5-килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч), многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.
Изготовление подвески «Илин кэби?эр»
Занятие позволяет приобщить детей, к традиционному народному ручному шитью. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. А это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности вданному ремеслу, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Просмотр содержимого документа
«Изготовление подвески «Илин кэби?эр»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр
Муниципального образования «Вилюйский Район» Республики Саха (Якутия)
Томская Саргылана Михайловна
Актуальность этого занятия позволяет приобщить детей, к традиционному народному ручному шитью. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. А это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности вданному ремеслу, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
В соответствии с целью выделяется ряд педагогических задач:
ознакомить учащихся с традиционным национальным украшением
изучить значение узоров, применяющих традиционном шитье
сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
научить технике вышивку бисером;
выработать навык работы с бисером, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
Новизна данного занятия заключается в сформировании видения красоты родного края, в аксессуарах национального костюма. Также приобщение к культуре и истории родной местности способствует к пониманию сохранения и возрождения. Применять аксессуары народного костюма в современной жизни.
Теоретические: ознакомление традиционным национальным украшением, изучить значение узоровприменяемых в традиционном шитье;
Практические занятия:усвоение практических навыков ручного шитья;
овладение основами знаний в области ручного шитья
использование инструментов и приспособлений;
знание значение узоров;
сочетать цвета бисера, умение работать с иголкой;
корректировать свою работу с целью исправления недочетов;
работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки.
Развить навыки ручного шитья
Организация и порядок проведения
Продолжительность занятия – 40 минут. С правиламитехники безопасности при работе ознакомить заранее, а на занятии лишь напомнить. Занятие проводиться средней и старшей группе.
В давние времена народу Саха, “илин кэбиһэр” служил как доспех, кольчуга.Потом постепенно, носили только женщины как украшение и оберег. Надевалась она поверх шубы, и ее подвески спускались на грудь и на спину женщины.
По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и обереги. Большое значение придавали в этом и одеждах и украшениях. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.
В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы — витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуоройуу». Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками.
Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис 2.).
“Илин кэбиһэр” ковали только кузнецы. Более знатные люди заказывали нагрудное украшение из золота, средние из серебра, а бедные из меди.
Мы сейчас будем шить подвеску, из доступного материала: ткани, бисера и бус.
нагрудное украшение “Илин кэбиһэр”
кусочек ткани, картона, бисер, стразы и бусы
Звенящая серебром. О нагрудно-наспинных украшениях.
Пять способов почувствовать себя счастливее!
Материнское счастье – в детях?
Всем нам знаком образ женщины из якутских сказок и олонхо: степенно ступающая, серебром звенящая, теплом и светом озаряющая. Женщина была воплощением всей красоты и богатства Среднего мира, плодородия и процветания. Главное предназначение женщины – стать началом целого рода. Потому, ее необходимо было защищать и оберегать.
Девочку, своего серебряного птенчика, прятали от посторонних глаз. Вплоть до замужества она жила в своей особой комнате «хаппахчы». В олонхо встречается сюжет, когда девушку прячут за тремя стенами, каждую из которой защищают лучшие воины.
Во время свадебного переезда в дом мужа, невеста постоянно прятала свое лицо за нарядным лицевым покрывалом. У богатой невесты покрывало шили из меха лисицы, рыси, соболя и других мехов, у невесты из семьи попроще – из шкуры жеребенка. Для богатых семей существовал строгий обычай «кийииттии», в который входило непреложное правило прятать лицо молодой жены от свекра и от всех родственников мужа мужского пола.
Основную магическую защитную функцию выполняли серебряные украшения женщины, в частности нагрудно-наспинные украшения. В отличии от всех остальных, тот вид украшений был предназначен для женщины, которая пребывала в фертильном возрасте.
Нагрудное украшение «илин кэбиhэр» бывает двух типов. Первый тип более древний и корнями уходит в архаическую эпоху якутской культуры. Основанием этого типа является начельник – повязка на голову из ткани, расшитая мелкими металлическими бляшками. С задней части начельника спускались металлические цепи и сходились на груди, где присоединялись к металлическому диску. От нижней части диска спускались подвески с бубенцами или колокольчиками.
Второй тип нагрудного украшения – знакомый нам «илин кэбиhэр», основой которого служит шейная гривна. Нагрудные подвески гривны могли состоять из одной центральной части, так и иметь дополнительные боковые подвески.
Полным считался комплект, состоящий из нагрудных и наспинных подвесок. К загнутым концам гривны прикреплялись подвески в виде длинных цепей из пластинок. Между ними могли прикрепить еще одну центральную подвеску.
Как правило, все части нагрудно-наспинного украшения выполнялись в едином стиле и составляли законченную композицию. Можно представить, как благородный звон серебра оповещал окружающих о приближении женщины. Все это доставляло эстетическое наслаждение и несло магическую защитную функцию.
Главная магия нагрудно-наспинного украшения была в том, что оно закрывало женские груди и спину. Нагрудные украшения многих народов призваны защищать именно груди – символы плодородия. Своим сиянием серебро отражало злые помыслы и намерения и тем самым обеспечивало безопасность хозяйки.
Основные орнаментальные мотивы, которые наносили на нагрудное украшение – растительные. Основной идеей растительных мотивов в орнаментации является рост и развитие, расцветание и плодородие. Это пожелание стать началом нового рода, который будет распространяться столь же широко, как и многочисленные побеги у растения. Изображали завязи и не раскрывшиеся бутоны, так как в развитии не может быть последней точки. А мотивы уже цветущих растений изображали на украшениях женщин в расцвете своих лет, как символ цветущего возраста женщины.
Точки, круги и кресты являются символами солнца. Эти знаки защищали хозяйку украшения и подчеркивали почитание солнца как источника жизни.
Комплект женских украшений передавали из поколения в поколение. Это было символом связи между разными поколениями представительниц рода, памятью о предках и родине. В почерке мастера, который сделал украшение, читалась любовь к своей родине, сила родственных связей и благожелательная сила. Эта магия украшений чувствуется и сегодня. Ведь когда мы смотрим на украшения наших мам и бабушек, мы чувствуем их любовь и теплоту. Кто, если не наши матери и бабушки, были настоящими женщинами из олонхо: серебром звенящие, теплом и светом озаряющие.
Фотографии: