Индикатор перегрева двигателя своими руками

Содержание
  1. Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля
  2. Сигнализатор перегрева двигателя.
  3. Принципиальная схема сигнализатора
  4. Описание схемы устройства
  5. Печатная плата
  6. Настройка прибора
  7. Индикатор перегрева двигателя
  8. Лада 2104 Парма › Бортжурнал › Сигнализация перегрева охлаждающей жидкости
  9. Индикатор температуры двигателя на светодиодных индикаторах своими руками
  10. Индикатор температуры для системы охлаждения автомобиля (LM339, 4011)
  11. Схема индикатора температуры
  12. Детали индикатора
  13. Светодиодный индикатор температуры. Две схемы
  14. Двухцветный светодиодный индикатор температуры на двух транзисторах
  15. Трехцветный светодиодный индикатор температуры на операционном усилителе
  16. Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля
  17. Сигнализатор перегрева двигателя.
  18. Принципиальная схема сигнализатора
  19. Описание схемы устройства
  20. Печатная плата
  21. Настройка прибора
  22. Индикатор температуры для системы охлаждения автомобиля (LM339, 4011)
  23. Схема индикатора температуры
  24. Детали индикатора

Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля

termo 5Сигнализатор перегрева двигателя.

В автомобиле очень важно не допустить перегрева двигателя. Отклонение от нормы в системе охлаждения автомобиля может привести к заклиниванию поршней в цилиндрах двигателя, обгоранию головок клапанов и многим другим неисправностям, которые потом обойдутся в не дешевым ремонтом. Контроль за температурой охлаждающей жидкости, конечно есть в автомобилях, но не лишним будет звуковая сигнализация на случай испарения горячей жидкости и световая сигнализация, оповещающая о чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости.

Для обеспечения контроля за температурой жидкости используется специальный прибор — дискриминатор, собранный на микросхеме TCA965. Он фиксирует в виде полезного сигнала напряжение в диапазоне от 6 до 9 В. В нашем случае граничные значения напряжений соответствуют нижней и верхней температурам. Для преобразования температуры в напряжение предусмотрен терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Он уже имеется в автомобиле.

Принципиальная схема сигнализатора

termo 1

Принципиальная схема устройства контроля температуры охлаждающей жидкости. Контроль напряжения происходит с помощью так называемого двухпорогового дискриминатора:
-10к- — металлопленочный резистор (10 кОм) подбирается в зависимости от модели автомобиля.

Описание схемы устройства

Правая часть схемы (см. рис. выше) — внутреннее сопротивление прибора (индикатор температуры) и сопротивление терморезистора (датчик температуры) образуют делитель напряжения. Отрицательный температурный коэффициент термореэистора обусловливает уменьшение его внутреннего сопротивления при повышении температуры. Это приводит к тому, что в точке 3 схемы напряжение уменьшается, если повышается температура охлаждающей жидкости.

Значения образующихся напряжений не играют существенной роли, поскольку, как видно из схемы, их можно регулировать. Для этого используются два подстроечных потенциометра Р1 и Р2, рассчитаны для данного диапазона температур. В схеме дискриминатора предусмотрены еще два выхода для подключения светодиодов. Последние сигнализируют о состоянии охлаждающей жидкости — не слишком ли низка или высока ее температура. К выходу дискриминатора, оповещающему о повышенной температуре, подключен зуммер, который включается в том случае, когда двигатель сильно нагревается.

Печатная плата

termo 2

Монтаж устройства для контроля температуры осуществляется на печатной плате (см.рис.) и не представляет больших проблем.

Для сборки схемы кроме указанных на принципиальной схеме деталей и печатной платы требуются дополнительно следующие элементы: шестиполюсная клеммная колодка; светодиод (2 шт.); зуммер 12 В, 30 мА.

Настройка прибора

Относительно настройки этого устройства необходимо сказать, что сведения о температуре прогретого двигателя являются весьма приблизительными. termo 4Поэтому можно было бы принять за нормальную температуру двигателя 70°С. Но если охлаждение двигателя происходит под давлением, то температура 100°С оказывается не слишком высокой. Однако в большинстве автомобилей температура в диапазоне от 85 до 90°С соответствует нормальному режиму работы двигателя автомобиля.

Схема должна быть настроена таким образом, чтобы сигнал о повышенной температуре двигателя предшествовал его выходу из строя. Используемый в схеме дискриминатор реагирует уже на изменения в несколько милливольт.

Х.Крибель. «Схемы любительских электронных устройств»

Источник

Индикатор перегрева двигателя

Не секрет, что при повышении температуры двигателя автомобиля, он попросту может выйти из строя. Чтобы предотвратить подобные ситуации, очень важно вовремя определить начала перегрева. На большинстве современных автомобилей штатно уже стоят индикаторы перегрева двигателя, однако у старых моделей подобной функции нет. Представленный индикатор предупреждает о нагреве двигателя до опасной температуры звуковым сигналом.

lazy placeholder

Рассмотрим схему сигнализатора перегрева двигателя. Момент срабатывания устройства задается подстроечным резистором R1. Напряжение на не нем задается таким образом, что его будет недостаточно, для открытия транзистора VT1. В тот момент, когда температура датчика температуры ниже порога срабатывания, то весь опорный элемент (транзисторы VT1-VT3) находятся в закрытом состоянии и генераторы заблокированы. При повышении температуры, напряжение на переходе база-эмиттер транзистора VT1 уменьшается, так как он имеет отрицательный ТКН, и при достижении определенной температуры, транзистор VT1 начнет открываться. Аналогично будет и с открыванием транзистора VT2. В этом случае напряжение на коллекторе VT2 снизится и через диоды VD1-VD2 снимет блокировку с триггеров Шмитта. Генераторы запустятся, и будут вырабатывать однотональный сигнал низкой частоты. Тем самым индикатор перегрева даст знать, о превышении первого температурного порога. В случае дальнейшего повышения температуры, до верхнего значения, транзисторы (VT1-VT3) откроются еще сильнее. При этом возникает необходимое смещение для открывания еще и транзистора VT3, который блокирует транзистор VT4. И тогда индикатор перегрева двигателя начинает вырабатывать двухтональный сигнал, который означает, что достигнута максимальная температура. Этот порог задается с помощью резистора R6.

Индикатор перегрева, можно запитать прямо от бортовой сети автомобиля. Так же стоит заметить, что контролируя температуру двигателя, наилучший результат достигается при непосредственном контакте датчика температуры (транзистор VT1) с этим объектом. Именно поэтому, транзистор VT1, да в прочем и весь опорный элемент (транзисторы VT1-VT3) рекомендуется расположить в том месте, которое максимально подвержена нагреву.

Настройка устройства сводиться к установке порогов срабатывания. Датчик температуры (VT1), а лучше даже весь опорный элемент (VT1-VT3), для уменьшения погрешности помещается в среду, температура которой равна, нижнему порогу срабатывания. Затем, плавно вращая резистор R1, добиваются открытия транзистора VT2, когда он откроется, то включится звуковой сигнал. Потом увеличивая температуру среды до верхнего порога, резистором R6 задают включение двухтонального звукового сигнала. Для достижения наилучших результатов, необходимо произвести два-три цикла замеров подстройки температуры.

Читайте также:  Диван изготовление своими руками

Источник

Лада 2104 Парма › Бортжурнал › Сигнализация перегрева охлаждающей жидкости

5980894s 100

UQAAAgIYpOA 960

Наконец-то оформил как следует сигнализацию перегрева.

После установки датчика на патрубок, поставил на конец провода первый попавшийся под руку диодик с проводами. А как известно, времянки чаще всего работают очень долго.

hwAAAgMYpOA 960

JCAAAgPYpOA 960

Долго я боролся с ленью, но в конце концов встал на путь исправления.

Первым делом переделал схему включения вентилятора.

UsAAAgMYpOA 960

28AAAgMYpOA 960

Заменил датчик на радиаторе на всякий случай. Старый отработал 12 лет. Взял на 16А, хотя теперь сгодился бы ТМ108 на 1А, ведь теперь у меня схема с реле.

p4AAAgBYpOA 960

mUAAAgBYpOA 960

Затем сделал приличную кнопку принудительного включения вентилятора вместо банального тумблера.
Использовал Нивовскую, но переделал в ней подсветку на светодиод и дополнил сигнализацией работы вентилятора.
Оранжевая лампочка включается при нормальной работе вентилятора либо при включении кнопки.

2oAAAgCSZOA 960

Q0AAAgCSZOA 960

ZsAAAgCYpOA 960

ASAAAgCYpOA 960

Задумался о месте установки сигнального светодиода.
Сначала хотел поставить его под стрелку на чёрный пластик. Там есть зазор около 5мм, в который можно вставить диод, согнув набок его выводы. Но тогда при разборке приборной панели две её части будут связаны проводами. Это не по феньшую, надо ещё подумать.

Разобрав приборку, обнаружил, что за шкалой вагон места и диод диаметром 3мм вписывается в красный сектор.

Резистор использовал на 200Ом, чтобы он светил ярко и был виден даже в солнечный день.

iAAAgBYpOA 960

zoAAAgJYpOA 960

d4AAAgJYpOA 960

GCAAAgJYpOA 960

Кроме лампочки при перегреве будет орать пищалка. Её можно будет отключать, чтобы не действовала на нервы.

FCAAAgFYpOA 960

8gAAAgFDpOA 960

Поставил это всё на машину…

Тосол закипит одновременно с началом работы сигнализации.

А вот из этой таблички

O8AAAgLYpOA 960

Дело в том, что мне удалось раздобыть датчик ТМ111 на температуру 104-98 градусов, а нужен ТМ111-08 или ТМ111-09 на 98-91 градус.

cYAAAgPYpOA 960

XkAAAgPYpOA 960

У меня год назад был залит дешёвый тосол Аляска. А температура кипения дешёвых тосолов едва превышает температуру включения датчика.


Теперь можно проводить испытание. Отказ включения вентилятора имитировал снятием клеммы с датчика на радиаторе.

Нервных просим не смотреть!

Оказалось, что датчик включается и выключается не щелчком, а постепенно начинает моргать, соответственно и пищалка сначала попёрдывает, а уже потом орёт постоянно.
После принудительного включения вентилятора они также постепенно выключаются, следуя за падением температуры.

Всё это видно и слышно на видео.

Но это мелочи!
Дай бог, чтобы сигнализация мне никогда не понадобилась.
Главное, что ОЖ не закипела!

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

И вдогонку, проверка температуры кипения тосола от Александра Скрипченко

Источник

Индикатор температуры двигателя на светодиодных индикаторах своими руками

Индикатор температуры для системы охлаждения автомобиля (LM339, 4011)

Автомобильный двигатель, как и живой организм, правильно работает только приопределенной температуре, не выходящей за некоторые пределы. На самом деле, проблема в том, что двигатель металлический, а металл расширяется и сужается под действием температуры. При этом, двигатель сложный механизм, в котором многие детали работают с определенными зазорами между собой.

Эти же зазоры сильно зависят от температуры, и правильной величины они могут быть только при температуре, находящейся в некоторых пределах. Именно по этому, важно соблюдать температурный режим двигателя.

Здесь приводится описание электронного датчика системы охлаждения автомобиля, который выполняет одновременно две функции, — он служит индикатором температуры и управляет системой обдува радиатора. В индикаторе четыре светодиода.

При правильной настройке индикатора, зеленый светодиод загорается когда двигатель прогрет до температуры, при которой уже можно начинать ехать. Два желтых светодиода показывают температуру включения и выключения вентилятора обдува радиатора. Один красный светодиод загорается только при перегреве двигателя.

Схема индикатора температуры

Напряжение берется с точки соединения датчика температуры и магнитоэлектрического индикатора температуры. Это напряжение через цепь R1-C2 поступает на соединенные вместе инверсные входы всех четырех компараторов микросхемы А1 типа LM339. Цепь R1-C2 нужна для подавления помех от работы систем автомобиля, которые могут поступить с цепи датчика температуры.

738143be724175bdaca0fc0a608746ee

Рис. 1. Принципиальная схема индикатора температуры системы охлаждения двигателя в авто.

На неинверсные входы компараторов поступают опорные напряжения, на каждый вход, от отдельного потенциометра R2-R5, с помощью этих потенциометров можно индивидуально задать порог температуры для каждого из компараторов.

Экспериментируя с состоянием двигателя, нужно потенциометром R5 установить так, чтобы при прогреве холодного двигателя до температуры, когда можно начинать движение (обычно 30-40°С) загорался светодиод HL4. Это светодиод зеленого цвета.

Далее, потенциометром R3 нужно установить так, чтобы при достижении температуры включения обдува радиатора (обычно, температуры немного ниже температуры кипения используемой охлаждающей жидкости), загорался светодиод HL2 желтого цвета.

На следующем этапе, потенциометром R4 нужно установить так, чтобы при достижении температуры выключения обдува радиатора загорался светодиод HL3 желтого цвета.

Ну, и последний этап — установка потенциометром R2 максимальной температуры, например, температуры кипения используемой охлаждающей жидкости, при которой должен загораться красный светодиод HL1.

Все что выше описано, — это индикация. Управление обдувом осуществляется схемой на микросхеме D1. Это RS-триггер на элементах D1.2, D1.3 и два инвертора D1.1 и D1.4.

Когда температура достигает значения, при котором должен включаться вентилятор, напряжение на выходе А1.2 падает до напряжения логического нуля. Триггер D1.2-D1.3 переключается в состояние логического нуля на выходе D1.3. Этот уровень инвертируется элементом D1.1 и на его выходе — логическая единица.

Читайте также:  Диски для карта своими руками

Ключ на транзисторах VT1 и VT2 открывается и включает реле вентилятора. Вентилятор работает. Температура начинает понижаться, и светодиод HL2 гаснет, но триггер D1.2-D1.3 остается в этом состоянии и вентилятор продолжает работать.

Температура еще понижается, и гаснет светодиод HL3. На входы инвертора D1.4 поступает напряжение логической единицы, а на его выходе — ноль. Этот ноль переключает триггер D1.2-D1.3 в состояние с логической единицей на выходе D1.3.

На выходе D1.4 — ноль, ключ на VT1 и VT2 закрывается и вентилятор выключается.

Детали индикатора

Очень важные детали данного устройства — подстроечные резисторы R2-R5. Нужно обязательно использовать многооборотные подстроечные резисторы, потому что только такие позволят точно установить опорное напряжение и не будут изменять свое состояние под действием вибрации и тряски, имеющей место при эксплуатации в автомобиле. Сопротивления этих резисторов могут быть и другими.

Практически подойдут любые многооборотные подстроечные резисторы сопротивлением от 5 до 200 кОм. Можно использовать даже в качестве таковых, переменные многооборотные резисторы от блоков переключения программ старых телевизоров (обычно там многооборотные переменные или подстроечные резисторы сопротивлением 100 кОм), но, конечно же, лучше подстроечные с боковым червячным приводом вроде 3006-Р-1, СП5-2 или аналогичные.

При отсутствии многооборотных подстроечных резисторов можно использовать временные переменные резисторы на время налаживания, а затем заменять их парами подобранных по сопротивлению постоянных. Но это усложняет налаживание и не дает возможности оперативно изменять настройки. Светодиоды — любые индикаторные соответствующих цветов.

Шеклев М. В. РК-2016-04.

Литература: 1. Клотов Н. «Четырехпозиционный индикатор температуры», РК2016-02.

Светодиодный индикатор температуры. Две схемы

Светодиодный индикатор температуры имеет широкий спектр применения. Ниже приводятся две схемы подобного индикатора, который может быть использован, например, для индикации температуры воды, температуры различных силовых устройств (усилители и т.д.), нагревательных приборов, в качестве индикатора температуры корпуса и компонентов, таких как процессор, видеокарта, показатель температуры охлаждающей жидкости в автомобиле, индикатор температуры наружного воздуха и т.д.

Двухцветный светодиодный индикатор температуры на двух транзисторах

Свечение синего светодиода показывает более низкую температуру, красного — высокую. Снижение температуры влечет за собой повышение сопротивления термистора Th1. Это увеличивает напряжение на базе транзистора VT2, что в свою очередь открывает его. Открытие VT2 запирает транзистор VT1. В результате этого светодиод HL1 светится, а светодиод HL2 не горит.

svetodiodnyj indikator temperatury 1

2017 mega328 LCR

С повышением температуры, сопротивление термистора уменьшается и уменьшается напряжение на базе VT2. VT2 закрыт. Ток начинает течь к базе VT1 через R2, в результате он открывается. Это заставляет светиться светодиод HL2. Так как оба светодиода имеют общий токоограничивающий резистор R1, и красный светодиод HL2 имеет меньшее падение напряжения, чем синий светодиод HL1, то синий светодиод гореть не будет. Это избавляет от необходимости в каких-либо дополнительных транзистора для светодиода HL1.

Если светодиод HL1 не имеет достаточно высокий перепад напряжения, то это возможно решить путем последовательного включения с ним диода, например 1N4007. Потенциометр R3 устанавливает температуру порога. Если вы не можете установить желаемую температуру, возможно, потребуется изменить значение R3 или R4.

Трехцветный светодиодный индикатор температуры на операционном усилителе

Измерение производится с помощью двойного операционного усилителя LM358 используемого в качестве компаратора. Можно использовать и другие ОУ, например, MC4558, LM1458. Преимущество данной схемы в отсутствии зависимости от изменений напряжения питания.

svetodiodnyj indikator temperatury 2

Пороги температуры устанавливаются с помощью потенциометров R2 и R3. Можно использовать любые потенциометры со значением сопротивления 22k…220k. Потенциометр R3 устанавливает порог переключения с HL2 на HL3. Потенциометр R2 устанавливает порог переключения с HL1 на HL2. При регулировке R2 должен быть выставлен на более высокую температуру, чем R3 (т.е. ниже выходного напряжения).

Схема может быть легко модифицирована в другие напряжений в диапазоне 5…30В. Для этого просто нужно изменить сопротивления резисторов (R4, R5, R6) для требуемого тока. Значения резисторов на схеме (1k для 12 вольт питания) соответствует току в 10 мА. Светодиоды могут быть любого цвета, так как падение напряжения не оказывают никакого влияния на индикацию.

Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля

termo 5Сигнализатор перегрева двигателя.

В автомобиле очень важно не допустить перегрева двигателя. Отклонение от нормы в системе охлаждения автомобиля может привести к заклиниванию поршней в цилиндрах двигателя, обгоранию головок клапанов и многим другим неисправностям, которые потом обойдутся в не дешевым ремонтом. Контроль за температурой охлаждающей жидкости, конечно есть в автомобилях, но не лишним будет звуковая сигнализация на случай испарения горячей жидкости и световая сигнализация, оповещающая о чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости.

Для обеспечения контроля за температурой жидкости используется специальный прибор — дискриминатор, собранный на микросхеме TCA965. Он фиксирует в виде полезного сигнала напряжение в диапазоне от 6 до 9 В. В нашем случае граничные значения напряжений соответствуют нижней и верхней температурам. Для преобразования температуры в напряжение предусмотрен терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Он уже имеется в автомобиле.

Принципиальная схема сигнализатора

termo 1

Принципиальная схема устройства контроля температуры охлаждающей жидкости. Контроль напряжения происходит с помощью так называемого двухпорогового дискриминатора:
-10к- — металлопленочный резистор (10 кОм) подбирается в зависимости от модели автомобиля.

Описание схемы устройства

Правая часть схемы (см. рис. выше) — внутреннее сопротивление прибора (индикатор температуры) и сопротивление терморезистора (датчик температуры) образуют делитель напряжения. Отрицательный температурный коэффициент термореэистора обусловливает уменьшение его внутреннего сопротивления при повышении температуры. Это приводит к тому, что в точке 3 схемы напряжение уменьшается, если повышается температура охлаждающей жидкости.

Значения образующихся напряжений не играют существенной роли, поскольку, как видно из схемы, их можно регулировать. Для этого используются два подстроечных потенциометра Р1 и Р2, рассчитаны для данного диапазона температур. В схеме дискриминатора предусмотрены еще два выхода для подключения светодиодов. Последние сигнализируют о состоянии охлаждающей жидкости — не слишком ли низка или высока ее температура. К выходу дискриминатора, оповещающему о повышенной температуре, подключен зуммер, который включается в том случае, когда двигатель сильно нагревается.

Читайте также:  Занавески над кроватью своими руками

Печатная плата

termo 2

Монтаж устройства для контроля температуры осуществляется на печатной плате (см.рис.) и не представляет больших проблем.

Для сборки схемы кроме указанных на принципиальной схеме деталей и печатной платы требуются дополнительно следующие элементы: шестиполюсная клеммная колодка; светодиод (2 шт.); зуммер 12 В, 30 мА.

Настройка прибора

Относительно настройки этого устройства необходимо сказать, что сведения о температуре прогретого двигателя являются весьма приблизительными. termo 4Поэтому можно было бы принять за нормальную температуру двигателя 70°С. Но если охлаждение двигателя происходит под давлением, то температура 100°С оказывается не слишком высокой. Однако в большинстве автомобилей температура в диапазоне от 85 до 90°С соответствует нормальному режиму работы двигателя автомобиля.

Схема должна быть настроена таким образом, чтобы сигнал о повышенной температуре двигателя предшествовал его выходу из строя. Используемый в схеме дискриминатор реагирует уже на изменения в несколько милливольт.

Х.Крибель. «Схемы любительских электронных устройств»

Индикатор температуры для системы охлаждения автомобиля (LM339, 4011)

Автомобильный двигатель, как и живой организм, правильно работает только приопределенной температуре, не выходящей за некоторые пределы. На самом деле, проблема в том, что двигатель металлический, а металл расширяется и сужается под действием температуры. При этом, двигатель сложный механизм, в котором многие детали работают с определенными зазорами между собой.

Эти же зазоры сильно зависят от температуры, и правильной величины они могут быть только при температуре, находящейся в некоторых пределах. Именно по этому, важно соблюдать температурный режим двигателя.

Здесь приводится описание электронного датчика системы охлаждения автомобиля, который выполняет одновременно две функции, — он служит индикатором температуры и управляет системой обдува радиатора. В индикаторе четыре светодиода.

При правильной настройке индикатора, зеленый светодиод загорается когда двигатель прогрет до температуры, при которой уже можно начинать ехать. Два желтых светодиода показывают температуру включения и выключения вентилятора обдува радиатора. Один красный светодиод загорается только при перегреве двигателя.

Схема индикатора температуры

Напряжение берется с точки соединения датчика температуры и магнитоэлектрического индикатора температуры. Это напряжение через цепь R1-C2 поступает на соединенные вместе инверсные входы всех четырех компараторов микросхемы А1 типа LM339. Цепь R1-C2 нужна для подавления помех от работы систем автомобиля, которые могут поступить с цепи датчика температуры.

738143be724175bdaca0fc0a608746ee

Рис. 1. Принципиальная схема индикатора температуры системы охлаждения двигателя в авто.

На неинверсные входы компараторов поступают опорные напряжения, на каждый вход, от отдельного потенциометра R2-R5, с помощью этих потенциометров можно индивидуально задать порог температуры для каждого из компараторов.

Экспериментируя с состоянием двигателя, нужно потенциометром R5 установить так, чтобы при прогреве холодного двигателя до температуры, когда можно начинать движение (обычно 30-40°С) загорался светодиод HL4. Это светодиод зеленого цвета.

Далее, потенциометром R3 нужно установить так, чтобы при достижении температуры включения обдува радиатора (обычно, температуры немного ниже температуры кипения используемой охлаждающей жидкости), загорался светодиод HL2 желтого цвета.

На следующем этапе, потенциометром R4 нужно установить так, чтобы при достижении температуры выключения обдува радиатора загорался светодиод HL3 желтого цвета.

Ну, и последний этап — установка потенциометром R2 максимальной температуры, например, температуры кипения используемой охлаждающей жидкости, при которой должен загораться красный светодиод HL1.

Все что выше описано, — это индикация. Управление обдувом осуществляется схемой на микросхеме D1. Это RS-триггер на элементах D1.2, D1.3 и два инвертора D1.1 и D1.4.

Когда температура достигает значения, при котором должен включаться вентилятор, напряжение на выходе А1.2 падает до напряжения логического нуля. Триггер D1.2-D1.3 переключается в состояние логического нуля на выходе D1.3. Этот уровень инвертируется элементом D1.1 и на его выходе — логическая единица.

Ключ на транзисторах VT1 и VT2 открывается и включает реле вентилятора. Вентилятор работает. Температура начинает понижаться, и светодиод HL2 гаснет, но триггер D1.2-D1.3 остается в этом состоянии и вентилятор продолжает работать.

Температура еще понижается, и гаснет светодиод HL3. На входы инвертора D1.4 поступает напряжение логической единицы, а на его выходе — ноль. Этот ноль переключает триггер D1.2-D1.3 в состояние с логической единицей на выходе D1.3.

На выходе D1.4 — ноль, ключ на VT1 и VT2 закрывается и вентилятор выключается.

Детали индикатора

Очень важные детали данного устройства — подстроечные резисторы R2-R5. Нужно обязательно использовать многооборотные подстроечные резисторы, потому что только такие позволят точно установить опорное напряжение и не будут изменять свое состояние под действием вибрации и тряски, имеющей место при эксплуатации в автомобиле. Сопротивления этих резисторов могут быть и другими.

Практически подойдут любые многооборотные подстроечные резисторы сопротивлением от 5 до 200 кОм. Можно использовать даже в качестве таковых, переменные многооборотные резисторы от блоков переключения программ старых телевизоров (обычно там многооборотные переменные или подстроечные резисторы сопротивлением 100 кОм), но, конечно же, лучше подстроечные с боковым червячным приводом вроде 3006-Р-1, СП5-2 или аналогичные.

При отсутствии многооборотных подстроечных резисторов можно использовать временные переменные резисторы на время налаживания, а затем заменять их парами подобранных по сопротивлению постоянных. Но это усложняет налаживание и не дает возможности оперативно изменять настройки. Светодиоды — любые индикаторные соответствующих цветов.

Шеклев М. В. РК-2016-04.

Литература: 1. Клотов Н. «Четырехпозиционный индикатор температуры», РК2016-02.

Источник

Делаю сам
Adblock
detector