Индикатор заряда автомобильного аккумулятора своими руками

Поделки своими руками для автолюбителей

indikator

Простой и точный индикатор заряда-разряда АКБ

Сегодня статья будет с процессом сборки простого индикатора уровня заряда аккумуляторов, но с более высокоточной схемой, которая пригодна для реального использования и может стать отличным дополнением на панели приборов вашего автомобиля.

Индикатор построен на базе микросхемы ELM339, она в свою очередь представляет из себя четыре отдельных компаратора в едином корпусе.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA3

Компаратор имеет два входа и один выход, он просто сравнивает напряжение на входах, исходя из этого на выходе получаем либо логический 0, либо единицу.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA4

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA5

Использованный в схеме компаратор можно найти на платах компьютерного блока питания, ориентируйтесь по цифрам 339, буквы могут отличаться в зависимости от производителя.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA6

В качестве индикаторов задействованы 3 миллиметровые светодиоды.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA8

Схема работает очень простым образом, имеем источник опорного напряжения в лице стабилитрона, цепочки из резисторов представляют из себя делители, которые создают на входах компараторов определенное напряжение, назовем их пороговыми.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA80

Компаратор постоянно сравнивает эти напряжения с напряжением, которые образуют делитель на резисторах R5 и R6, этот делитель снижает напряжение тестируемой батареи в три раза, если напряжение на прямом входе компаратора больше чем на инверсном, то на выходе получаем логическую единицу или напряжение питания.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA81

Светодиод светится, если всё наоборот, то на выходе получаем логическую 0 или массу питания, светодиод в данном случае не светится.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA82

Входные делители подобраны в узком диапазоне, поскольку схема предназначена для работы в качестве индикатора заряда 12-вольтовых аккумуляторов.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA83

Маломощный диод 4148 защищает микросхему компаратора от обратной полярности.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA84

Токо-ограничивающие резисторы для светодиодов подбираются с сопротивлением от 1 до 2,2 килом, можно ограничиться всего одним резистором.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA10

Печатная плата довольно компактна, рисовал на скорую руку, но разводка неплохая, кстати её вы можете скачать в конце статьи.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA85

Для проверки этой платы нам нужен лабораторный источник питания на котором нужно выставить напряжение около 13,5 — 14 вольт, имитируя полностью заряженный автомобильный аккумулятор.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA86

Загораются сразу все светодиоды, постепенно снижая напряжение на блоке питания мы можем наблюдать потухание светодиодов при определенных напряжениях.

Горение только красных светодиодов означает, что аккумулятор почти разряжен.

Можно пересчитать входные делители и использовать схему для аккумуляторов с иным напряжением, кстати эту схему можно также применить и в зарядных устройствах.

Источник

Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах

avto akkum

Зачем следить за состоянием аккумулятора?

Автомобильный аккумулятор состоит из шести последовательно соединённых аккумуляторных батарей с напряжением питания 2,1 — 2,16В. В норме АКБ должен выдавать 13 — 13,5В. Нельзя допускать значительного разряда аккумуляторной батареи, поскольку при этом падает плотность и, соответственно, повышается температура промерзания электролита.

Чем выше износ аккумулятора, тем меньшее время он удерживает заряд. В тёплое время года это не критично, а вот зимой забытые во включённом состоянии габаритные огни к моменту возвращения способны полностью «убить» аккумулятор, превратив содержимое в кусок льда.

В таблице можно увидеть температуру промерзания электролита, в зависимости от степени заряженности агрегата.

Зависимость температуры промерзания электролита от степени заряда аккумулятора
Плотность электролита, мг/см. куб. Напряжение, В (без нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1110 11,7 8,4 0,0 -7
1130 11,8 8,7 10,0 -9
1140 11,9 8,8 20,0 -11
1150 11,9 9,0 25,0 -13
1160 12,0 9,1 30,0 -14
1180 12,1 9,5 45,0 -18
1190 12,2 9,6 50,0 -24
1210 12,3 9,9 60,0 -32
1220 12,4 10,1 70,0 -37
1230 12,4 10,2 75,0 -42
1240 12,5 10,3 80,0 -46
1270 12,7 10,8 100,0 -60

Критическим считается падение уровня заряда ниже 70%. Все автомобильные электроприборы потребляют не напряжение, а ток. Без нагрузки даже сильно разряженный аккумулятор может показывать нормальное напряжение. Но при низком уровне, во время запуска двигателя, будет отмечаться сильная «просадка» напряжения, что является тревожным сигналом.

Своевременно заметить приближающуюся катастрофу возможно лишь в том случае, когда непосредственно в салоне установлен индикатор. Если во время работы автомобиля он постоянно сигнализирует о разрядке – пора ехать на СТО.

Какие существуют индикаторы

vstroenniy indikator zaryadaМногие АКБ, особенно необслуживаемые, имеют встроенный датчик (гигрометр), принцип работы которого основан на измерении плотности электролита.

Этот датчик контролирует состояние электролит и ценность его показателей относительна. Не очень удобно по несколько раз залазить под капот автомобиля, что бы проконтролировать состояние электролита в разных режимах работы.

konstrukciya gidrometra

Для контроля состояния АКБ значительно удобнее электронные приборы.

Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи

В автомагазинах продаётся множество таких устройств, различающихся дизайном и функционалом. Фабричные приборы условно делятся на нескольких типов.

По способу подключения:

По способу отображения сигнала:

indikatori zaryada AKB

Принцип работы у них одинаков, определение уровня заряда АКБ и отображение информации в наглядном виде.

shema indikatora Принципиальная схема индикатора

Как сделать индикатор заряда аккумулятора на светодиодах?

Существуют десятки разнообразных схем контроля, но результат они выдают идентичный. Подобное устройство возможно собрать самостоятельно из подручных материалов. Выбор схемы и комплектующих зависит исключительно от ваших возможностей, фантазии и ассортимента ближайшего магазина радиотоваров.

Вот схема для понимания как работает индикатор заряда аккумулятора на светодиодах. Такую портативную модель можно собрать «на коленке» за несколько минут.

prostoy indikator zaryada akb

Д809 – стабилитрон на 9В ограничивает напряжение на светодиодах, а на трёх резисторах собран сам дифференциатор. Такой светодиодный индикатор срабатывает на силу тока в цепи. При напряжении 14В и выше сила тока достаточно для свечения всех светодиодов, при напряжении 12-13,5В светятся VD2 и VD3, ниже 12В — VD1.

Более продвинутый вариант при минимуме деталей можно собрать на бюджетном индикаторе напряжения — микросхеме AN6884 (KA2284).

Схема led индикатора уровня заряда АКБ на компараторе напряжения

shema na komparatore

Схема работает по принципу компаратора. VD1 – стабилитрон на 7,6В, он служит в качестве эталонного источника напряжения. R1 – делитель напряжения. При первоначальной настройке он выставляется в такое положение, чтобы при напряжении 14В светились все светодиоды. Напряжение, поступающее на входы 8 и 9, сравнивается через компаратор, а результат дешифруется на 5 уровней, зажигая соответствующие светодиоды.

Контроллер зарядки АКБ

Что бы отслеживать состояние аккума во время работы зарядного устройства, делаем контроллер заряда АКБ. Схема устройства и используемые компоненты максимально доступны, в то же время обеспечивают полный контроль над процессом подзарядки батарей.

princip raboti kontrollera zaryada akbПринцип работы контроллера следующий: пока напряжение на аккумуляторе ниже напряжения заряда – горит зелёный светодиод. Как только напряжение сравняется, открывается транзистор, зажигая красный светодиод. Изменение резистора перед базой транзистора меняет уровень напряжения, необходимого для открытия транзистора.

Это универсальная схема контроля, которую можно использовать как для мощных автомобильных аккумуляторов, так и для миниатюрных литиевых батареек-аккумуляторов.

Источник

Индикатор заряда аккумулятора

Snimok121

Для решения данной проблемы я и смастерил индикатор, схема и сборка которой не займет много времени и особых профессиональных навыков, но базовые умения должны присутствовать. Еще одним плюсом сборки – маленькая себестоимость по отношению к дешевым китайским аналогам, качество которых оставляет желать лучшего.

Схема.

В схеме присутствуют светодиоды, цвета которых и будут обозначать степень зарядки – Красный – от 6-ти до 11-ти вольт; Синий – от 11-ти до 13-ти вольт; Зеленый от 13 вольт. Советую также ознакомиться со статьей “ Как определить катод и анод у светодиода

Запитывать схему рекомендуется от замка зажигания, чтобы индикатор не работал постоянно.

Необходимые элементы:

Проверяем светодиод тестером на работоспособность, определяем выводы.

Далее примеряем элементы к плате и вырезаем кусок, необходимой величины.

Далее необходимо приклеить светодиод к плате и начать монтаж деталей. Светодиоды рекомендуется выводить на проводах, а не припаивать намертво к плате, так как (скорее всего) эти индикаторы вы будете фиксировать где-то в приборной панели вашего авто. А для наглядности сборки они будут установлены прямо на плате.

Транзисторы.
Конечная сборка.
Заключение.

Данная схема тестировалась около получаса (не на авто) прогоном напряжения. Источником тока был обычный блок питания с регулируемым напряжением от ноутбука. Одним единственным сбоем срабатываения было, то что при переходе от красного и от синего цветов индикатор немного тупил, это связано с тем, что падения напряжения было очень резким и тестер не успевал вовремя фиксировать это, а на обычный АКБ – работать сборка будет безотказно.

Также советую ознакомиться с еще одним вариантом изготовления таких индикаторов – Простой высокоточный индикатор разряда АКБ и Простой индикатор разряда АКБ

Автор: Скрыльников Валерий. г. Москва.

Warning

Приборы, действия и свойства которых вам мало известны, особенно самоделки, подключайте через предохранители.

Источник

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Индикатор разряда АКБ за полчаса.

VgAAAgEiyOA 100

Прошу не пинать. Здесь из «сделай сам» только соединения. Но тема интересная для тех, у кого сезонные авто.
Я как то уже рассказывал о самодельном индикаторе разряда АКБ на светодиодах. Он удобен для контроля остаточного напряжения на АКБ автомобиля, долго стоящего без использования, чтобы вовремя его заряжать. Например, я не езжу зимой на BMW GT, автомобиль стоит в гараже. И, чтобы не замерять постоянно остаточное напряжение на клеммах его АКБ, я цепляю на эти клеммы зажимы индикатора, а сам индикатор кладу на капот авто.

Сегодня покажу готовый китайский блок с индикатором в виде цветной светодиодной шкалы, управляемый микросхемой LM3914N.
Вот он на Али: ru.aliexpress.com/item/V3…=a2g0s.9042311.0.0.SFFm0b

Стоит всего 300 руб. и является готовым блоком. Подключай к АКБ и смотри, сколько осталось заряда.

12c2bf5s 960

ac2bf5s 960

6ac2bf5s 960

7ec2bf5s 960

Комментарии 82

70e9c42s 60

измерять напругу на аккуме без нагрузки — бестолковое занятие.

1b4e939s 60

d457c6s 60

omX7p9lMBuJFTpq3yX5gBn MivQ 60

79ebd86s 60

годная игрушка (но я за кнопку вместо тумблера и предохранитель в одном из проводов ) )

VgAAAgEiyOA 60

VgAAAgEiyOA 60

См. Ссылку на али в тексте. Там всё есть.

8092b9as 60

Можно ли настроить шкалу на диапазон от 6в (0%) до 8.4в (100%)?
Каковы физические размеры платы?

58c3434s 60

не понятно зачем заниматься таким изощренным рукоблудством когда есть готовые решения с более полным функционалом по такой же цене
pandao.ru/product/761c614…db-4d11-aa2c-b903f48ec3bb

98b3814s 60

Для «дельного» показателя разряда АКБ, нужны доп. параметры учитывать, хотябы еще температуру самого АКБ, не говоря уже о др. показателях (емкость, Ампертраж, и т.д.)!

bc2199s 60

прошу прощения, а что такое АМПЕРТРАЖ?

98b3814s 60

… «забил» слово в кавычки взять!

g8AAAgD8aOA 60

Молодец, руки от куда надо. Классный тестер.

VgAAAgEiyOA 60

S4AAAgLZ0OA 60

bbe15d6s 60

Интересно, полезно. Спасибо

VgAAAgEiyOA 60

ed6765cs 60

Там по ссылке, даже поинтересней индикаторы есть в салон даже кинуть не стрёмно будет )

VgAAAgEiyOA 60

333c4c2s 60

Порог в 12,5 вольт это уже на зарядку. Это примерно 50% заряда.
А так полезно иметь для контроля.

j0AAAgJTHOA 60

Я бы закрепил эту приблуду под капотом около АКБ а вместо тумблера просто кнопка без фиксации. Захотел посмотреть — нажми и смотри. Насмотрелся — отпусти.

VgAAAgEiyOA 60

j0AAAgJTHOA 60

Комменты не читал. Прочитал первый про гелевый-негелевый и предположил что там конструктива дальше ноль ) зачем под капотом? Чтоб не снимать его. А раз машина в гараже то капот можно и открытым оставлять. По крайней мере я так сделал бы.
А по поводу поддержания аккума… На работе сотрудник как-то долбался со старым аккумом. За два выходных он у него садился. Так он сделал зарядку с током в 1А и по приезду домой втыкал её в прикуриватель. Аккум поддерживался в заряженном состоянии. Даже если оставить такую зарядку на полгода то аккуму ничего не будет по идее.

ea86694s 60

Есть сигнализации, с функцией вольтиметра, на пульте указывает сколько вольт в батарее.

47ad605s 60

А сигнализация не умеет говорить, текущее напряжение борсети?

VgAAAgEiyOA 60

Это не сигнализация, а спутниковая охранная система. Она не говорит. Она пацанов с автоматами вызывает. Молча.

47ad605s 60

Тупо маяк, не подключенный к борту, то без вопросов.

VgAAAgEiyOA 60

Знатоки аккумуляторов достали. Поправил в тексте. Убрал слово гелевый. Оставил просто AGM. Вообще, это меняет смысл того, о чем я писал?
Иногда такое впечатление, что некоторые только за тем и читают, чтобы найти какое-то несоответствие, доебаться до него и показать, насколько они умнее писавшего.
Молодцы! Только я не думаю, что хуже вас знаком с аккумуляторами.
И разочарую, уж на гелевый аккумулятор денег как нибудь наскрести могу. Только мне он не нужен. Смешные люди!
Нет бы за себя сказать, так и меня в малоимущие записал в одно касание. Класс!

9031196s 60

Ты вообще вкурсе, во сколько обойдется стартерный гелевый аккумулятор?

VgAAAgEiyOA 60

9031196s 60

«с сепаратором из стекловолокна, пропитанным электролитом»
ахаха вот ты дубина, это AGM по ссылке! Ты их что, совсем не отличаешь? Сто человек тебе в теме поясняли а ты так и не усвоил))

VgAAAgEiyOA 60

Слыш ты, баклан хамовитый. Ты оттого такой резкий, что далЁко от меня серешь? Захлопнись и не пыли с левой страницы, мышь. В 90-е я на таких борзых насмотрелся до блевотины, когда они блеяли фальцетом и кровавые сопли на сломанные клешни наматывали за метлу свою отвязную. Всё, отдыхай, петрушка тряпошный.

HAAAAgEqp A 60

А люди на москвичах/ижах в большинстве своём такие, в голове и кармане ветер, а мнят из себя знатоков этого мира

VgAAAgEiyOA 60

9031196s 60

Слыш ты, баклан хамовитый. Ты оттого такой резкий, что далЁко от меня серешь? Захлопнись и не пыли с левой страницы, мышь. В 90-е я на таких борзых насмотрелся до блевотины, когда они блеяли фальцетом и кровавые сопли на сломанные клешни наматывали за метлу свою отвязную. Всё, отдыхай, петрушка тряпошный.

Сам протупил, а на меня обиделся)) Давай, расскажи мне сказку про брата-боксёра, а я сделаю вид что мне не похрен.

HAAAAgEqp A 60

«с сепаратором из стекловолокна, пропитанным электролитом»
ахаха вот ты дубина, это AGM по ссылке! Ты их что, совсем не отличаешь? Сто человек тебе в теме поясняли а ты так и не усвоил))

И позвольте полубопытствовать, много раз был в Томске, замечательный город с образованными, культурными жителями, откуда там взялось быдло, типа вас? Читая ваши комментарии — другого на ум не приходит, только быдло будет так разговаривать со старшим, даже шахтёры и прочий пролетариат себе такого не позволяет. Комплексы неполноценности взыграли пойди, в интернете Лев Толстой, а на деле человек почти 30 лет с неудавшимися планами на жизнь, люди всерьёз не воспринимают, отрываемся в интернете, наверное ещё женились в 18-20,0жизнь остановлена, и т.д., уж извините, манера письма говорит очень многое о людях

VgAAAgEiyOA 60

HAAAAgEqp A 60

Ты вообще вкурсе, во сколько обойдется стартерный гелевый аккумулятор?

Стартерные аккумуляторы самые дешёвые, в пределах 20к нормальный гелевый взять можно, а вот тяговые да, судя по выёбистости — вам как минимум ипотека понадобится

VgAAAgEiyOA 60

VgAAAgEiyOA 60

HAAAAgEqp A 60

Знатоки аккумуляторов достали. Поправил в тексте. Убрал слово гелевый. Оставил просто AGM. Вообще, это меняет смысл того, о чем я писал?
Иногда такое впечатление, что некоторые только за тем и читают, чтобы найти какое-то несоответствие, доебаться до него и показать, насколько они умнее писавшего.
Молодцы! Только я не думаю, что хуже вас знаком с аккумуляторами.
И разочарую, уж на гелевый аккумулятор денег как нибудь наскрести могу. Только мне он не нужен. Смешные люди!
Нет бы за себя сказать, так и меня в малоимущие записал в одно касание. Класс!

А чего вы ждёте от колхозников, которые восхищаются постами по ремонту рулевых наконечников/шаровых и как собрать из говна и палок пресс/кантователь и прочий инструмент, который стоит 3 копейки в сравнении с трудозатратам. Меня кстати тоже в малоимущие записывают, потому что Волгу в оригинал восстанавливают, вместо того, что бы тойотовский мотор свапнуть, мещане, что с них взять, у пролетариата своя система ценностей, отличная от людей нормальных

Источник

Читайте также:  Делаем бюст своими руками
Делаю сам
Adblock
detector