Индикация разряда аккумулятора своими руками

AlvoF › Блог › Индикатор разряда аккумулятора

a9c8ae4s 100

Лирическое отступление 1.
Нижеприведенный текст был написан в далеком теперь 2004 году и где-то выложен уже в интернете. Но я решил его привести и здесь — может кому и полезно и интересно будет. Править текст мне жутко лень, поэтому даю его как он был написан тогда.
Лирическое отступление 2.
Допускаю, что будет сделано другое изделие аналогичного назначения, некое подобие амперметра со шкалой в виде линейки светодиодов. Во всяком случае мысли такие бродят. Но лень — она такая… :-)))).

Индикатор разряда аккумулятора.

Предисловие.
Я 5 лет проездил на Запорожце, на котором стоял амперметр, и к этому прибору привык – всегда ясно видно, разряжается ли аккумулятор(АКБ) или заряжается. На тех автомобилях, где на холостых оборотах движка токовый баланс отрицателен (т.е. АКБ разряжается) или весьма близок к нулю, такая индикация оказывается весьма полезной. Во всяком случае при стоянии в вечерней пробке без нее можно и посадить АКБ.
После приобретения Москвича я увидел на нем вольтметр и решил, что не все ли равно — вольтметр ли, амперметр ли, — главное есть некая индикация состояния бортовой сети. Оказалось – вовсе нет. Во-первых, в Москвиче вольтметр просто паскудный, во-первых, из-за термозависимости своих показаний (весьма заметной – на жаре показывает меньше) и, во-вторых, точка его подключения, мягко говоря, неудачна – из-за падения напряжения на контактах подводящей сети собственно напряжение НА АКБ узнать невозможно (все видели как скачет стрелка вольтметра при работе поворотников). Но даже если бы он был хорошим, то все равно сказать идет заряд или разряд АКБ по вольтметру нельзя по многим другим причинам, в частности из-за термозависимости самого зарядного напряжения — для традиционных 12вольтовых свинцовых АКБ коэффициент зарядного напряжения примерно –40мв/град. Эту величину я, во-первых, вычитал в литературе (к сожалению не припомню где за давностью лет), во-вторых, измерял сам, правда опять-таки давно. АКБ был типа 6СТ55А, совершенно традиционного типа, черный.
А ведь главное (ИМХО) назначение прибора на панели – дать возможность оценить работу и состояние связки генератор-батарея. И вольтметр дает ее далеко не полностью. Ставить же традиционный амперметр не хочется главным образом из-за нежелания тащить лишние ( и довольно длинные ) незащищенные предохранителем провода, по которым будеть течь весь ток (за исключением стартерного), в том числе и ток тягового реле стартера при пуске (это 30-40а). Да и эстетика приборки пострадает – не получается у меня сделать красиво. Поразмыслив некоторое время, я решил, что при наличии вольтметра вполне будет достаточно красной лампочки, загорающейся при разряде АКБ, тем более, что такая лампочка на многих приборных панелях есть (вот только смысл ее показаний при традиционном подключении для меня непонятен). Решено – делаем индикатор разряда аккумулятора.

Расчет.
Оценить направление (и силу тоже) тока в/из АКБ можно по падению напряжения на каком-либо штатном проводе в проводке автомобиля, по которому течет интересующий нас ток. Провод, по которому течет весь ток в/из АКБ, — это провод, соединяющий минусовую клемму АКБ с корпусом авто. Оценим необходимую чувствительность измерительной схемы. Этот провод имеет сечение 16мм2. Примем его длину 0.5м. Тогда его сопротивление составит R=(удельное сопротивление меди)*(длина)/(сечение)=0.0175*0.5/16= 0.000546875ома или примерно 0.55миллиома. Надо решить, какое минимальное изменение тока должно переводить лампочку из состояния «полностью выключено» в состояние «полностью включена». Мои соображения такие:
Ток саморазряда АКБ с учетом утечек по поверхности может легко достигать величины 10мА.
Самая маленькая лампочка в приборке потребляет 100мА.
Полностью заряженная АКБ при токе разряда 100мА может работать примерно 500часов.
Так что порогового тока в 100мА достаточно. При таком тока падение на минусовом проводе АКБ составит 0.55мОм*100мА=55мкВ. Вот именно малая величина этого напряжения и создает все проблемы. А так идея проста – усилить это напряжение и управлять лампочкой.

Схема.
Схема предлагаемого устройства на Fig1.

197b8fcs 960

597b8fcs 960

Плата имеет размер 12х48мм и закреплена прямо на земляном проводе, являющимся датчиком тока. На схеме он обозначен жирной синей линией. Сам провод был куплен в магазине, кажется под названием Положительный провод от ВАЗ2101, имеет длину около 75см.

Читайте также:  Гипсовые вазы своими руками фото

Очень важная часть – монтаж.
Измерительный провод зачищается около клемм (сами клеммы отрывать не надо – они будут использоваться по прямому назначению), пропаивается насквозь и в этих местах к ним припаиваются провода, идущие к точкам ХР2, ХР4, ХР5. Как пример – фото Fig3.

d97b8fcs 960

Провода идущие к точкам ХР2 и ХР5 – это РАЗНЫЕ провода! Они должны соединяться ТОЛЬКО на отрицательной акуумуляторной клемме измерительного провода. Иначе измерительная схема будет видеть не только падение напряжения на измерительном проводе, но еще и на этом объединенном куске. А при сечении провода 0.5мм2, длине 30см и потребляемом токе 20мА (это при выключенной лампочке, при включенной 120мА) падение напряжения на этом куске составит 210мкВ – не годится. Никаких механических контактов, разъемных соединений и т.п. между измерительным проводом и точками ХР2, ХР4 и ХР5 не допускается – ТОЛЬКО ПАЙКА. На механических контактах получите неконтролируемое падение напряжения, вплоть до полной потери контакта при таких ничтожных токах и напряжениях в этой измерительной цепи.

Настройка.
Единственное что можно понастраивать при правильно монтаже – подобрать резистор R6 для точной установки порога переключения схемы. Делать можно так – один источник (12в, 120мА) подключаем к точкам ХР1 и ХР5, лампочку(индикаторная из приборки, маленькая бесцокольная) к ХР1 и ХР3. Измерительный провод подключен к схеме, естественно. Если лампочка горит вполнакала – все! Если горит ярко — R6 надо увеличивать, не горит – уменьшать. Но лучше, если есть второй достаточно мощный источник (нужен ток около 1А), то пропуская через измерительный провод ток(создавая этот ток например при помощи балластного резистора дабы не сжечь источник) известной величины (то есть нужен амперметр) и направления, можно узнать получившийся порог переключения и решить – а надо ли его настраивать. Порог переключения схемы плавный, полностью лапочка переходит из горящего в негорящее состояние при изменении тока по измерительному проводу примерно на 50мА. Кроме того при такой настройке следует учесть инерционность самой схемы – при малом отличии тока от порогового переключение длится несколько секунд.

Смонтированная и настроенная плата промыта спиртом и покрыта уретановым лаком для защиты от внешних воздействий, затем закреплена на измерительном проводе с помощью термоусадочной трубки. Фото готового изделия – Fig4.

a97b8fcs 960

При монтаже на Автомобиль заменяем штатный минусовой провод на это изделие, отсоединяем ВСЕ имеющиеся дополнительные провода от минусовой клеммы АКБ (если таковые есть), присоединяем их к корпусу автомобиля. Если этого не сделать, то индикатор не будет учитывать токи, текущие по этим дополнительным проводам. Еще маленькое замечение – индикатор не учитывает тока, который он потребляет сам.

Источник

page 01 7

Многие аккумуляторы бояться чрезмерного разряда. Поэтому очень важно контролировать уровень заряда аккумулятора. Наблюдение за состоянием аккумулятора можно осуществить с помощью несложного устройства. Мы предлагаем вам сделать своими руками приспособление, которое позволяет контролировать состояние аккумуляторов в диапазоне от 3 до 12 В.

Материалы для изготовления

Для того, чтобы сделать индикатор разряда аккумулятора, вам понадобятся:

Шаг 1. Паяем схему индикатора

Для начала, разгибаем выводы у транзисторов (коллектор, база, эмиттер).

1 31

К базе первого транзистора припаиваем резистор на 4,7 кОм.

2 28

Ко второму концу резистора припаиваем коллектор второго транзистора.

3 30

Сюда же припаиваем второй резистор 4,7 кОм по направлению вверх.

4 30

К концу второго резистора припаиваем резистор 56 кОм слева, и резистор 460 Ом справа.

5 30

К базе и эмиттеру второго транзистора припаиваем потенциометр.

6 30

Соблюдая полярность, припаиваем светодиод.

7 27

Соединяем проводником эмиттеры обоих транзисторов.

8 28

Припаиваем два изолированных провода разных цветов.

9 27

Шаг 2. Проводим испытания

Подсоединяем провода к источнику питания. С помощью, потенциометра задаем порог срабатывания (от 3 до 12 В.). При напряжении выше порогового светодиод не светиться. При напряжении ниже порогового значения светодиод зажигается, что свидетельствует о разрядке аккумулятора.

10 22

Индикатор разряда аккумулятора своими руками

Источник

10 схем индикаторов разряда Li-ion аккумуляторов

indikator na stabilitrone w744

Статья обновлена: 2020-12-08

Индикатор разряда Li-ion аккумулятора отражает уровень оставшегося заряда и помогает избегать разочарований из-за внезапно разрядившихся элементов питания. Зная, что аккумулятор скоро сядет, можно заблаговременно поставить его на зарядку и избежать простоя в работе приборов. Разработкой схем индикаторов разряда Li-ion аккумуляторов занимались многие радиолюбители. Результатом их труда стало множество схемотехнических решений разной степени сложности.

В этой статье приведены 10 популярных схем, которые относительно просты в реализации. Собранные по ним индикаторы информируют о малом напряжении на ячейке, но не защищают ее от глубокого разряда. Для этой цели используются присоединенные к элементам питания платы защиты или самостоятельное отключение нагрузки пользователем.

Схема 1 – на стабилитроне и транзисторе

При величине напряжения выше 3,25 В стабилитрон пребывает в пробое, транзистор – в закрытом состоянии, и ток полностью идет через зеленый светодиод. При падении напряжения до его значений в диапазоне 3+1,2 В происходит открытие транзистора, и ток распределяется между светодиодами. Между цветами происходит плавный переход. Чем ярче горит красный индикатор, тем сильнее разрядился элемент. При 3 В цветового перехода нет – светится красная лампочка.

Читайте также:  Донка на толстолоба своими руками

При реализации этой схемы могут возникнуть трудности с поиском стабилитронов, обеспечивающих нужный порог срабатывания. Еще один ее недостаток – постоянное энергопотребление около 1 мА.

Схема 2 – на микросхеме TL431 в роли стабилизатора напряжения

Порог срабатывания зависит от делителя R2-R3 и здесь равен 3,2 В. Когда вольтаж достигает этой величины, микросхема прекращает шунтировать светодиод, и он загорается. Это сигнал пользователю о скорой разрядке элемента питания.

Схема 3 – на паре транзисторов

Здесь границы срабатывания определяют транзисторы R2, R3. Вместо старых моделей уместно использовать BC237, BC238 или BC317 взамен КТ3102 и BC556 или BC557 вместо КТ3107.

Схема 4 – на паре полевых транзисторов

В режиме ожидания она потребляет минимальные токи. Транзисторы нужны n-канальные с минимальным напряжением отсечки. При питании нагрузки на затворе транзистора VT1 при участии делителя R1-R2 создается положительное напряжение. Если оно превышает напряжение отсечки транзистора, происходит его открытие, затвор VT2 притягивается на землю и закрывается. По мере снижения напряжения VT1 закрывается, а VT2 – открывается, обеспечивая сияние светодиода. Это знак о необходимости подзарядить элемент питания.

Схема 5 – на 3-х транзисторах

Схема обеспечивает высокую точность – между светящимся и несветящимся светодиодом хватает отличия в 0,01 В. При включенном индикаторе потребляется ток 3 мА, при отключенном – 0,3 мА. Вместо транзисторов BC848 и BC856 подходят ВС546 и ВС556.

Схема 6 – с отключением нагрузки

Она обеспечивает индикацию и отключение нагрузки при критическом падении напряжения, но сама продолжает потреблять ток около 15–20 мА.

Схема 7 – с мониторами напряжения

Мониторы, супервизоры или детекторы напряжения представляют собой микросхемы, созданные для отслеживания напряжения. По этой схеме светодиод начинает светиться при падении напряжения до 3,1 В. BD47xx с открытым выходным коллектором ограничивает выходной ток на границе 12 мА, поэтому светодиод можно подключать напрямую. Главные преимущества этого варианта – простота реализации и малое энергопотребление.

Схема 8 – на инверторе 74HC04

Используются стабилитроны с рабочим вольтажом менее напряжения срабатывания – на 2–2,7 В. Граница срабатывания подстраивается посредством резистора R2. Энергопотребление – порядка 2 мА.

Схема 9 – на контроллере ATMega328

Предусматривает использование микроконтроллера ATMega328 с интегрированным источником опорного напряжения и входом АЦП. Светодиод используется 3-цветный, но синий цвет не задействуется. Контроллер управляет светодиодами через ШИМ и выдает индикацию путем смешения цветов:

Схема 10 – на микросхеме LM3914

Линия из 10 светодиодов информирует пользователя о степени разряда элемента питания. Пороговые напряжения (минимальное DIV_LO и максимальное DIV_HI) определяет делитель R3-R4-R5. Для экономии энергии рекомендуется подключить 9-й вывод на землю. В результате будет светиться не линия светодиодов, а один, который соответствует текущему напряжению. Энергопотребление этой схемы – порядка 2,5 мА и еще по 5 мА на каждый светящийся светодиод.

Источник

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Индикатор разряда АКБ за полчаса.

VgAAAgEiyOA 100

Прошу не пинать. Здесь из «сделай сам» только соединения. Но тема интересная для тех, у кого сезонные авто.
Я как то уже рассказывал о самодельном индикаторе разряда АКБ на светодиодах. Он удобен для контроля остаточного напряжения на АКБ автомобиля, долго стоящего без использования, чтобы вовремя его заряжать. Например, я не езжу зимой на BMW GT, автомобиль стоит в гараже. И, чтобы не замерять постоянно остаточное напряжение на клеммах его АКБ, я цепляю на эти клеммы зажимы индикатора, а сам индикатор кладу на капот авто.

Сегодня покажу готовый китайский блок с индикатором в виде цветной светодиодной шкалы, управляемый микросхемой LM3914N.
Вот он на Али: ru.aliexpress.com/item/V3…=a2g0s.9042311.0.0.SFFm0b

Стоит всего 300 руб. и является готовым блоком. Подключай к АКБ и смотри, сколько осталось заряда.

12c2bf5s 960

ac2bf5s 960

6ac2bf5s 960

7ec2bf5s 960

Комментарии 82

70e9c42s 60

измерять напругу на аккуме без нагрузки — бестолковое занятие.

1b4e939s 60

d457c6s 60

omX7p9lMBuJFTpq3yX5gBn MivQ 60

79ebd86s 60

годная игрушка (но я за кнопку вместо тумблера и предохранитель в одном из проводов ) )

VgAAAgEiyOA 60

VgAAAgEiyOA 60

См. Ссылку на али в тексте. Там всё есть.

8092b9as 60

Можно ли настроить шкалу на диапазон от 6в (0%) до 8.4в (100%)?
Каковы физические размеры платы?

58c3434s 60

не понятно зачем заниматься таким изощренным рукоблудством когда есть готовые решения с более полным функционалом по такой же цене
pandao.ru/product/761c614…db-4d11-aa2c-b903f48ec3bb

98b3814s 60

Для «дельного» показателя разряда АКБ, нужны доп. параметры учитывать, хотябы еще температуру самого АКБ, не говоря уже о др. показателях (емкость, Ампертраж, и т.д.)!

bc2199s 60

прошу прощения, а что такое АМПЕРТРАЖ?

98b3814s 60

… «забил» слово в кавычки взять!

g8AAAgD8aOA 60

Молодец, руки от куда надо. Классный тестер.

VgAAAgEiyOA 60

S4AAAgLZ0OA 60

bbe15d6s 60

Интересно, полезно. Спасибо

VgAAAgEiyOA 60

ed6765cs 60

Там по ссылке, даже поинтересней индикаторы есть в салон даже кинуть не стрёмно будет )

VgAAAgEiyOA 60

333c4c2s 60

Порог в 12,5 вольт это уже на зарядку. Это примерно 50% заряда.
А так полезно иметь для контроля.

j0AAAgJTHOA 60

Я бы закрепил эту приблуду под капотом около АКБ а вместо тумблера просто кнопка без фиксации. Захотел посмотреть — нажми и смотри. Насмотрелся — отпусти.

Читайте также:  Дополнительный блок предохранителей своими руками

VgAAAgEiyOA 60

j0AAAgJTHOA 60

Комменты не читал. Прочитал первый про гелевый-негелевый и предположил что там конструктива дальше ноль ) зачем под капотом? Чтоб не снимать его. А раз машина в гараже то капот можно и открытым оставлять. По крайней мере я так сделал бы.
А по поводу поддержания аккума… На работе сотрудник как-то долбался со старым аккумом. За два выходных он у него садился. Так он сделал зарядку с током в 1А и по приезду домой втыкал её в прикуриватель. Аккум поддерживался в заряженном состоянии. Даже если оставить такую зарядку на полгода то аккуму ничего не будет по идее.

ea86694s 60

Есть сигнализации, с функцией вольтиметра, на пульте указывает сколько вольт в батарее.

47ad605s 60

А сигнализация не умеет говорить, текущее напряжение борсети?

VgAAAgEiyOA 60

Это не сигнализация, а спутниковая охранная система. Она не говорит. Она пацанов с автоматами вызывает. Молча.

47ad605s 60

Тупо маяк, не подключенный к борту, то без вопросов.

VgAAAgEiyOA 60

Знатоки аккумуляторов достали. Поправил в тексте. Убрал слово гелевый. Оставил просто AGM. Вообще, это меняет смысл того, о чем я писал?
Иногда такое впечатление, что некоторые только за тем и читают, чтобы найти какое-то несоответствие, доебаться до него и показать, насколько они умнее писавшего.
Молодцы! Только я не думаю, что хуже вас знаком с аккумуляторами.
И разочарую, уж на гелевый аккумулятор денег как нибудь наскрести могу. Только мне он не нужен. Смешные люди!
Нет бы за себя сказать, так и меня в малоимущие записал в одно касание. Класс!

9031196s 60

Ты вообще вкурсе, во сколько обойдется стартерный гелевый аккумулятор?

VgAAAgEiyOA 60

9031196s 60

«с сепаратором из стекловолокна, пропитанным электролитом»
ахаха вот ты дубина, это AGM по ссылке! Ты их что, совсем не отличаешь? Сто человек тебе в теме поясняли а ты так и не усвоил))

VgAAAgEiyOA 60

Слыш ты, баклан хамовитый. Ты оттого такой резкий, что далЁко от меня серешь? Захлопнись и не пыли с левой страницы, мышь. В 90-е я на таких борзых насмотрелся до блевотины, когда они блеяли фальцетом и кровавые сопли на сломанные клешни наматывали за метлу свою отвязную. Всё, отдыхай, петрушка тряпошный.

HAAAAgEqp A 60

А люди на москвичах/ижах в большинстве своём такие, в голове и кармане ветер, а мнят из себя знатоков этого мира

VgAAAgEiyOA 60

9031196s 60

Слыш ты, баклан хамовитый. Ты оттого такой резкий, что далЁко от меня серешь? Захлопнись и не пыли с левой страницы, мышь. В 90-е я на таких борзых насмотрелся до блевотины, когда они блеяли фальцетом и кровавые сопли на сломанные клешни наматывали за метлу свою отвязную. Всё, отдыхай, петрушка тряпошный.

Сам протупил, а на меня обиделся)) Давай, расскажи мне сказку про брата-боксёра, а я сделаю вид что мне не похрен.

HAAAAgEqp A 60

«с сепаратором из стекловолокна, пропитанным электролитом»
ахаха вот ты дубина, это AGM по ссылке! Ты их что, совсем не отличаешь? Сто человек тебе в теме поясняли а ты так и не усвоил))

И позвольте полубопытствовать, много раз был в Томске, замечательный город с образованными, культурными жителями, откуда там взялось быдло, типа вас? Читая ваши комментарии — другого на ум не приходит, только быдло будет так разговаривать со старшим, даже шахтёры и прочий пролетариат себе такого не позволяет. Комплексы неполноценности взыграли пойди, в интернете Лев Толстой, а на деле человек почти 30 лет с неудавшимися планами на жизнь, люди всерьёз не воспринимают, отрываемся в интернете, наверное ещё женились в 18-20,0жизнь остановлена, и т.д., уж извините, манера письма говорит очень многое о людях

VgAAAgEiyOA 60

HAAAAgEqp A 60

Ты вообще вкурсе, во сколько обойдется стартерный гелевый аккумулятор?

Стартерные аккумуляторы самые дешёвые, в пределах 20к нормальный гелевый взять можно, а вот тяговые да, судя по выёбистости — вам как минимум ипотека понадобится

VgAAAgEiyOA 60

VgAAAgEiyOA 60

HAAAAgEqp A 60

Знатоки аккумуляторов достали. Поправил в тексте. Убрал слово гелевый. Оставил просто AGM. Вообще, это меняет смысл того, о чем я писал?
Иногда такое впечатление, что некоторые только за тем и читают, чтобы найти какое-то несоответствие, доебаться до него и показать, насколько они умнее писавшего.
Молодцы! Только я не думаю, что хуже вас знаком с аккумуляторами.
И разочарую, уж на гелевый аккумулятор денег как нибудь наскрести могу. Только мне он не нужен. Смешные люди!
Нет бы за себя сказать, так и меня в малоимущие записал в одно касание. Класс!

А чего вы ждёте от колхозников, которые восхищаются постами по ремонту рулевых наконечников/шаровых и как собрать из говна и палок пресс/кантователь и прочий инструмент, который стоит 3 копейки в сравнении с трудозатратам. Меня кстати тоже в малоимущие записывают, потому что Волгу в оригинал восстанавливают, вместо того, что бы тойотовский мотор свапнуть, мещане, что с них взять, у пролетариата своя система ценностей, отличная от людей нормальных

Источник

Делаю сам
Adblock
detector