- Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 1
- Мастерим миниатюрную гармонь для куклы
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Моя вторая гармонь: свершилось!
- Басы буквой «Г»(как у кирилловской гармони) и почему так
- Оформление корпуса
- Правая и левая механики
- Проблемы при работе над басами и их решение
- Правая голосовая часть и вес гармони
- Мастер-класс Поделка изделие Моделирование конструирование Гармонь Бумага Картон Клей
Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 1
Познакомьтесь с редкой техникой инкрустации в нашем мастер-классе «Колибри».
Итак, начнём. Рисунок — это первый и один из самых важных этапов создания любого изделия. От его тщательной прорисовки и точности зависит и качество будущей работы. После того, как рисунок полностью подготовлен, нужно аккуратно перевести его на кальку (1).
Теперь сделаем заготовку для кулона. Выбираем материал, подходящий задуманному нами рисунку. Мы взяли в работу макасар — экзотическое чёрное дерево, из-за высокой твердости сложное и особо ценимое при создании инкрустированных изделий. Можно использовать и более простые, но достаточно интересные породы дерева. Перенесём форму кулона на брусок дерева (для кулона подойдет дощечка толщиной 7 мм). Затем лобзиком выпиливаем точно по контуру формы (2). Чтобы она стала аккуратнее, обработаем края напильником и наждачной бумагой. Далее для удобства приклеиваем заготовку на площадочку, которую можно вращать, капелькой клея. Далее скругляем поверхность напильником, равномерно вращая заготовку (3). Осталось обработать наждачной бумагой, с зернистостью Р220 и Р320, чтобы на заготовке не остались риски от напильника.
Далее переносим на кулон рисунок с кальки. Для этого прикладываем его к нашей заготовке и аккуратно отмечаем по контуру иглой (4). Для разных пород дерева нужно прикладывать разное усилие, так как на твердых породах дерева будут плохо видны точки со слабым нажимом, а на мягкой древесине могут остаться большие ямки при чрезмерном усилии.
Следующий этап — это интарсия (вставка элементов из другой породы дерева). В данном варианте нужно сделать жёлтый цветок. Для этого переносим элементы цветка с нашего рисунка на кальку, приклеиваем их на дощечку из барбариса (толщиной 3-5 мм) и по контуру выпиливаем лобзиком (5). Нужно сделать это как можно аккуратнее, иначе при интарсии элементы могут не вставиться в заготовку или, наоборот, будут большие зазоры.
Теперь сделаем «гнездо» глубиной 2,5-4 мм для подготовленных вставок из барбариса. По точкам сделаем канавку с помощью специальных самодельных резцов. В середине выбираем дерево борфрезой, главное это сделать точно по канавке (6). Если всё было сделано правильно, то элементы из барбариса должны точно встать в свои «гнёзда» на клей (6). Примерно через 10-20 минут аккуратно убираем напильником лишнюю часть вставки, стараясь не стереть намеченный рисунок (7).
Всечка металлической проволоки. Для кулона «Колибри» нам понадобится плоская проволока из белого металла сечением примерно 1.5 на 0.3 мм. Размер проволоки может быть различным, это зависит от задуманого Вами изделия. Проволоку протягиваем до нужного диаметра с помощью фильерной доски (8), после чего прокатываем ее в вальцах (9). При протягивании проволоки обязательно пользуйтесь защитными очками, так как проволока может отскочить и повредить глаза.
Затем по переведённому рисунку делаем специальными резцами тоненькие канавки от точки к точке, как в детских «соединялках» по точкам, учитывая при этом плавность линий (10). Очень важно при этом не сделать канавки слишком глубокими или слишком мелкими, глубина должна соответстовать выбранной вами проволоке. После того, как канавка прорезана, капаем в нее клей и забиваем проволоку молоточком (11). Предварительно для большей аккуратности можно выгнуть проволоку круглогубцами по линии канавки. Если канавка сделана правильно, то проволочка должна лечь почти вровень с поверхностью заготовки. Как и в случае интарсии, лишнюю часть проволоки аккуратно счищаем напильником. Главное, одновременно не пробивать канавки близко друг к другу, иначе часть дерева между ними может сколоться, и работа пойдет насмарку. Лучше делать медленно, но верно.
Когда сделали всю всечку (12), можно приступать к вставке перламутровых кружочков. Но об этом в следующий раз.
Мастерим миниатюрную гармонь для куклы
В данном мастер-классе представлен процесс изготовления игрушечной гармошки от начала до конца. Планируемые габариты гармошки — 65 х 30 х 40 мм (длина — ширина — высота). Конструктивные предложения, решения, а также комментарии приветствуются.
Мехи
Начинаем работу с самого главного — изготовления мехов будущей гармошки. Берем лист крафт-бумаги для набросков, плотность 200 г/кв.м, расчерчиваем, как указано на чертеже. Глубину складки мехов лучше закладывать 1 см, не меньше. Тогда гармошка будет хорошо растягиваться и выглядеть рельефно. Крафт-бумага — потому что она достаточно плотная и при этом пористая, не ломается при изгибе.
Количество складок мехов — произвольно, но опыт показывает, что 10 — в самый раз для гармони такого размера.
Аккуратно по линейке расчерчиваем места сгибов мехов, продавливая тонким тупым предметом (например, стержнем шариковой ручки, в котором уже нет пасты). Расчертить следует только вертикальные сгибы. Складываем бумагу гармошкой по линиям.
Острыми кусачками вырезаем ромбики по линиям реза. Резать следует не вплотную к сгибу, а оставлять зазор, иначе мехи развалятся.
Собираем мехи и обвязываем их ниткой, чтобы заготовка держала нужную форму (2 оборота нитки на одну складку).
Обклеиваем треугольничками ткани торцы мехов, как показано на рисунке, обязательно оставляя в торцах отверстия, в дальнейшем они пригодятся. Клей используем универсальный типа Момента, от клеев на водной основе типа ПВА размокает бумага, и основа может порваться. Клей намазываем аккуратно, чтоб не просочился на лицевую сторону ткани.
Нарезаем ткань ромбиками, бОльшая диагональ их должна быть не менее 2 см для гармошки такого размера.
Промазываем уголки мехов клеем и наклеиваем тканевые ромбики, чтобы закрыть стыки. Работаем пинцетом.
Получается вот такое.
Отрезаем полоску ткани чуть шире, чем глубина мехов, длину полоски делаем с большим запасом. Начинаем обклеивать мехи — верх и низ.
Намазываем универсальным клеем 2-3 гофры, клей наносим железной спицей (палочкой) — обмакиваем спицу в тюбик с клеем и мажем бумажную основу мехов. Железная — потому что с неё легко удаляются остатки подсохшего клея (в отличие от разных деревянных палочек и зубочисток). Хорошо натягиваем ткань на бумагу и прижимаем пинцетом. И так пока не обклеим всю поверхность.
В результате получается вот такое.
Далее лишнюю ткань следует обрезать (ножницами или кусачками, кому как удобней) от внешнего угла к внутреннему под 45 градусов.
На картинке — половина подрезанных углов.
В итоге должно получиться примерно так.
В точности так же обклеиваем переднюю и заднюю стороны гармошки: отрезаем полоску ткани чуть шире высоты гармошки и с запасом по длине.
Получается вот такое.
Подрезаем лишнюю ткань и получаем вот такую заготовку мехов. Пусть вас не пугают торчащие махры на углах — они закроются металлическими уголками.
Отделка мехов металлическими уголками
Для изготовления уголков нам понадобится полоска тонкого металла, измеритель и угольник. В нашем случае это была латунь (у нас рыбацкий дом, латунь использовали раньше для изготовления блесен).
Хорошо зачищаем металл, полируем пастой ГОИ
Отрезаем полоску шириной 1 см, измерителем размечаем засечки через каждые 4 мм, хорошо процарапываем иглой и отрезаем. Количество заготовок для уголков = количество складок гармошки умножить на 4. Лучше сделать с запасом — на 2-3 штуки больше. Если получатся немного неидеальные прямоугольнички, расстраиваться не следует — вы не станок.
Тисками зажимаем полоски по длинной стороне и загибаем под 90 градусов.
В тиски зажимаем металлическую пластину толщиной примерно 1 мм, обжимаем пассатижами (в идеале — использовать плоскогубцы с гладкими губками. У нас нет, поэтому — пассатижи.
По серединке каждой полоске нужно прорезать паз. В нашем случае использовался гравер с отрезным диском, но можно и надфилем. Ширина и глубина выпиленной канавки должна быть такой, чтоб можно было согнуть уголок под 90 градусов и не сломать.
Подготовленные заготовки уголков загибаем на 90 градусов (угол металлической пластины, которая использовалась на предыдущем этапе, немного сточен).
Обжимаем пассатижами уголки мехов, чтоб они стали тоньше. Металлический уголок смазываем клеем и надеваем на угол мехов, аккуратно заправляя внутрь торчащие махры ткани. Обжимаем металлический уголок пассатижами: сначала одну сторону, потом другую. Торопиться не надо, результат важнее скорости. Ну и не массовое производство же.
Корпус
Следующий этап — деревянные детали гармошки — левая и правая части корпуса с клавиатурами. Понадобится деревянный брусок и ножовка по дереву.
Отпиливаем 2 кусочка шириной 2 см (это будет правая часть корпуса) и шириной 1 см (для левой части корпуса). Чуточку с запасом на обработку. Карандашом намечаем линии распила.
Прежде чем пилить, не забывайте примерять заготовки к уже готовым мехам, чтоб нигде не ошибиться и не переделывать.
Стачиваем углы, доводим деревянные заготовки до желаемого вида, ошкуриваем.
Декорирование корпуса
Приступаем к отделке корпуса гармошки. Отрезаем кусочек латуни.
Выпрямляем металл, постукивая по нему деревянной киянкой. У нас киянки нет, взяли толкушку.
Полируем металл пастой ГОИ.
В деревянной заготовке выбираем дерево на глубину толщины металла гравером или надфилем. Металл предварительно украшаем гравировкой, у кого на что хватит фантазии. Сгибаем металлическую пластину аккуратно по месту, при необходимости постукивая деревянной киянкой (или толкушкой, или скалкой).
Можно сделать и такой вариант. Мастеру на глаза попалась сетка от динамика старого магнитофона, копейка, и он решил немножко переиграть и усложнить дизайн — выпилил в металлической пластине овальное отверстие, копейку со стороны решки сточил, чтобы осталась половина толщины (вся фишка — в гербе). Отполировал и согнул монетку по месту.
Корпус гармошки тонируем в нужный цвет (морилкой, марганцовкой, кофе — у кого на что хватит фантазии. У нас морилка — это быстро и качественно). На этом же этапе лакируем корпус. В нашем случае это был акриловый лак в пульверизаторе. И откладываем металлические элементы дизайна до финального этапа — все полированные металлические части клеим в последнюю очередь, чтобы лишний раз их не пачкать.
Клавиатуры
Оформляем правую и левую клавиатуры.
На левой части корпуса засверливаем неглубокие отверстия, чтобы «утопить» в них бисерные кнопочки наполовину. Сверлим на низкой скорости, лучше гравером — чтобы дерево не расщеплялось.
Бисер аккуратно сажаем на универсальный клей. Можно и на моментальный. Маленькая хитрость — можно взять иголку от разового шприца, надеть на тюбик с моментальным клеем, тогда капли клея будут маленькими, и он не растечется непредсказуемо. Чтобы не приклеить пальцы, помогайте себе пинцетом!
Правая часть корпуса с клавиатурой. Сначала размечаем и высверливаем отверстия в корпусе — по количеству кнопочек клавиатуры. Режем скрепки на кусочки необходимой длины, загибаем концы буквой Г. На этих загибах приклеиваем бисер. После высыхания клея стачиваем торчащие концы скрепок.
В отверстия корпуса заливаем клей через иглу — вначале по чуть-чуть. Очень аккуратно вставляем скрепки, соблюдая рисунок клавиатуры (если таковой задуман). При необходимости также через иголку доливаем клей, чтоб скрепки хорошо держались. Сушим.
После полного высыхания подгибаем кнопки ближе к деревянной основе, подложив проволочку (хотя бы ту же разогнутую скрепку). Приклеиваем декоративный элемент — сетку, промазав её клеем по периметру.
Пружина
Засверливаем отверстия по центрам правой и левой части корпуса, отгибаем по 2 витка пружины и прикручиваем пружину к половинкам корпуса. Сначала к одной половинке.
Универсальным клеем приклеиваем мехи к половинке корпуса.
После того, как всё как следует просохнет, так же прикручиваем вторую половинку корпуса, стараясь не растягивать пружину, и приклеиваем мехи с другой стороны.
Окончательная сборка
Приклеиваем оставшиеся детали отделки, крепим к корпусу гармошки кожаные ремни миниатюрными винтиками. Либо вклеиваем мелкие сапожные гвоздики — не забиваем, можно повредить корпус, и вся работа насмарку.
На основе этой технологии можно сделать любую национальную гармошку, аккордеон, баян.
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Моя вторая гармонь: свершилось!
Здравствуйте, уважаемые пользователи сайта «Пой, гармоника!»!
Вот и завершился длившийся почти два года процесс изготовления моей второй гармони(если вести отсчет от начала изготовления комплекта голосовых планок(а было это летом 2012 года)).
Наверное, правильнее было бы считать моей «по-настоящему» первой именно эту гармонь, так как наиважнейшую и самую сложную в изготовлении часть любой гармони-голосовые планки-я изготовил для нее самостоятельно. Но… Вторая, так вторая… В общем, я рад, наконец, представить вам то, что у меня получилось.
Моя вторая гармонь в сравнении с Чайкой(габариты). Да-да, такая она маленькая, можно подумать, не гармонь, а игрушка:
Для показа звучания сделал вот такую нарезку(непривычно играть с такой раскладкой левой клавиатуры и при таких размерах, поэтому не всё гладко).Слушаем:
Басы буквой «Г»(как у кирилловской гармони) и почему так
В предыдущих статьях я как-то забыл упомянуть один момент: раскладка левой клавиатуры данной гармони повторяет раскладку кирилловской гармони(мажорный и минорный ряды басов-аккордов расположены буквой «Г» друг относительно друга).
Сделать так я решил по одной причине: гармонь с таким звукорядом слева все-таки будет иметь не очень широкий репертуар и больше предназначена для исполнения различных наигрышей. А такая раскладка левой клавиатуры позволяет существенно сократить скачки кисти левой руки, что особенно удобно при игре стоя, когда при каждом движении кисти под ремнем, левый полукорпус норовит провалиться вниз под своим весом(кто играл стоя, тот поймет). В случае же кирилловской раскладки кисть практически неподвижна.
Оформление корпуса
Гармонь оформлена простой инкрустацией(пластик) с корпусными уголками из нержавеющей стали. Накладка на торец грифа изготовлена из распиленной пополам трубки из анодированного алюминия. Торцы стенок корпуса отделаны белым пластиком. Левая и правая решетки выпилены из фанеры.
Правая и левая механики
Правая механика сделана в простейшем варианте, в отличие от предыдущей гармони, где второй ряд клапанов был закреплен на отдельной оси на деке.
Левая механика сделана как в баянах и гармонях высокого класса: клапана стоят на деке независимо от валиков и приводятся в движение проволочными тягами. Такая система позволяет получить более легкий и плавный ход клавиш.
Проблемы при работе над басами и их решение
Проанализировав проблему, пришел к выводу, что в погоне за мощным басом сделал слишком длинные и широкие голоса. Решил изготовить новую планку, и совсем убрать вторую басовую планку, ту, что на октаву выше первой. Плюс, чтобы еще уменьшить громкость левой части, оклеил решетку фильцем изнутри.
Все эти меры помогли значительно уменьшить громкость, но бас стал бедноват, всего два голоса(напомню, что аккорд слева, от которого бас «занимает» голос-тоже одноголосый). Ну да ладно. Негативный опыт, порой, учит получше позитивного… На будущее буду знать.
Правая голосовая часть и вес гармони
Правая голосовая часть-двухголосая с разницей в октаву между голосами(строевой и-на октаву выше). Настройка в розлив с завышеним высокого голоса(при данной «конструкции» голосовой части, розлив получается нежный, ненавязчивый, не режущий слух).
Вес гармони-3,9кг. Для сравнения: моя первая гармонь весит-4,3кг, а Чайка-5,1кг.
Через пару недель, после доведения настройки «до ума»(нужно поиграть немного) и устранения мелких «шероховатостей», гармонь уедет к покупателю, а я приступлю к изготовлению следующей, благо заказчик уже есть.
В принципе, рассказывать больше и нечего. Вот еще фотографии. Жду вашей критики.
Без этой выемки в ободке меха(картинка ниже) его рамка ни за что бы не вошла в левый полукорпус(резонатор с лежачей планкой не дал бы, так как расположен вплотную к краю корпуса). Теперь-то я понимаю, что его можно было сделать стоячим, но… все эти «дела» были сделаны, когда в конструкции предполагался большой басовый резонатор с двумя планками:
Мастер-класс Поделка изделие Моделирование конструирование Гармонь Бумага Картон Клей
Здравствуйте, уважаемые жители Страны Мастеров! По многочисленным просьбам я сделала для вас мастер-класс гармони. Постараюсь подробно описать все этапы работы.
Для работы нам потребуются: картон, обои (или бумага), клей ПВА, клей Момент, прищепки, малярный скотч и дырокол (забыла его сфотографировать, обещаю исправить)
Делаем меха. Вырезаем 2 прямоугольника, размером 12*40 см и 2 прямоугольника, размером 7*40 см. Приклеиваем малярный скотч с изнаночной стороны.
Делаем разметку складок. На расстоянии 1, 5 см проводим линии
И так со всеми прямоугольниками.
Делаем 1,5 см надрезы на внутренней складке.
Вот что получилось
Для чего приклеивали малярный скотч? Чтобы надрезы не рвались дальше.
Подворачиваем уголки только на тех прямоугольниках, которые 12*40 см.
Вырезаем из картона прямоугольники 12*7 см.
Будем приклеивать верхнюю часть мехов. Аккуратно намазываем клеем «Момент» ребро картонной заготовки, со стороной 7 см.
Приклеиваем. Для фиксации берем прищепки.
Следующая заготовка и т.д.
Все картонные заготовки на месте
Переворачиваем. Приклеиваем нижнюю часть мехов.
Фиксируем прищепками, ждем минут 15-20.
Теперь вклеиваем переднюю часть. Девочки! Жаль руки только две, сфотографировать не смогла, но поверьте, сложностей особых нет.
Вот, что должно получиться. Так же вклеить последнюю, 4 часть.
Делаем коробочку. Размеры прямоугольников 3*7,3*12, 7*12 (всех по 2шт.)
Коробочку вклеиваем с правой стороны
Делаем левую сторону
Получилась вот такая коробочка
Ее наклеиваем на заготовку (планку)
Добавляем еще 3 заготовки (для объема)
Все обклеиваем бумагой или малярным скотчем
Остается только красиво оформить нашу гармонь. Здесь дайте волю фантазии! Цветная бумага, салфетки, да что душа пожелает!
А кнопочки делаем при помощи дырокола.
Конкурсная. То, что осталось за кадром.
Я поздравляю вас, коллеги, педагоги.
Наш день сегодня — день учителей.
Желаю, чтоб встречались на дороге
Вам счастье, радость, множество друзей.
Желаю вам способных подопечных,
Талантов в классе, знающих детей.
Желаю, чтобы было бесконечным
Терпение у вас, учителей.
Девочки! Примечания для тех, кто хочет сделать меха из ткани. Я уже делала аккордеон, кому интересно, посмотрите здесь (https://stranamasterov.ru/node/447030)
Ткань наклеила на акварельную бумагу и прогладила утюгом. Клавиши сделаны из линолеума.
Копирование авторского мастер класса (полностью или частично) должно быть обязательно с моего разрешения и ссылкой на данный сайт.