- Мастер-класс по инкрустации перламутром
- «Инкрустация» перламутром в технике декупаж! Декорируем шкатулку вместе с Мариной Жуковой!
- Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 1
- «Инкрустация» перламутром в технике декупаж! Декорируем шкатулку вместе с Мариной Жуковой!
- Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается
Мастер-класс по инкрустации перламутром
Приветствую всех, кто решил заглянуть в мою мастерскую, где я расскажу и покажу, как вырезаю вставки из перламутра для инкрустации. Для вставок я использую вьетнамские ракушки-жемчужницы. Они бывают разной толщины и размера. Я ценю в них цветовые переливы, отражательную способность и крепкую структуру.
Из цельной ракушки я вырезаю лобзиком заготовки небольшого размера, зажав её в тисочки с мягкими губками. Эти заготовки имеют определённую толщину для дальнейшей обработки.
Вырезанные пластины перламутра я на точиле обдираю до толщины 2 мм. Они становятся более ровными и плоскими. Их удобно зажимать и обрабатывать.
Зачистив поверхность перламутровых заготовок наждаком, я наношу рисунок. Это будут 2 перламутровые уточки.
Заготовленная пластина перламутра, с нанесённой на неё рисунком, переходит к следующему этапу выпиливания. Фрагменты вставок я выпиливаю электролобзиком.
Электролобзик, конечно облегчает работу по выпиливанию, но ракушечные пластины достаточно крепкие для швейцарских пилочек. Но при достаточном усердии и аккуратности я выпиливаю вставки прямо по контуру.
При достаточной твёрдости материала, перламутровые вставки в виде уточек очень хрупкие и требуют осторожности, т.к. могут сломаться.
Выпиленные уточки имеют предварительные очертания и требуют грубой обработки контура.
Перламутр удобно обрабатывать на точильном круге. Круг позволяет снять большой допуск и облегчить окончательную опиловку вставок.
Сняв лишний допуск, я перехожу к окончательной обработке вставок.
Аккуратно, зажав элемент вставки маленькими тисками, губки которых проклеены кожей для бережного фиксирования деталей, я надфилем разного профиля окончательно обрабатываю контур уточек из перламутра.
Уточки обработаны. И пара заняла своё место на рисунке изделия.
Моя цель рассказать и показать Вам как я выпиливаю и обрабатываю вставки для инкрустации из перламутра. Но на этом этапе работа с перламутром не закончена.
Уточки вставлены в изделие и зачищены вровень с поверхностью. Они будут такими безликими до тех пор, пока изделие в виде ложи не будет окончательно доделано. И после того как я проолифлю изделие не один раз и отполирую его, я возвращусь к уточкам из перламутра, которые блестят и переливаются перламутровыми цветами.
Пора их изобразить во всей красе, то есть растушевать. Сейчас я покажу и расскажу, как они растушёвываются. Но сначала тонким карандашом прорисовываю контур крыльев, лап и туловища.
Сразу прорисовывать всю птицу не стоит, т.к. карандаш легко стирается с полированной поверхности перламутра одним неловким прикосновением руки. Взяв граверный резец из твёрдой стали, я начинаю прорезать контур карандаша на перламутре.
Поверьте, растушёвывать перламутр очень сложно. Нужна твёрдая рука и очень острый резец. Ослабление контроля над резцом, и он соскальзывает по твёрдому перламутру, как по стеклу, оставляя царапину, которую трудно вывести. Каждый раз, затачивая резец я потихоньку, не спеша, прорезаю контур и опять карандашом наношу рисунок.
И снова острым резцом прорезаю тонкие перья птиц.
Я стараюсь, как можно крупнее показать для Вас весь процесс моей работы с перламутром. Макросъёмка, это как увеличительное стекло, показывает мелкие недостатки и в тоже время говорит о такой мелкой работе, что глазами приходится приглядываться в детали при естественном просмотре.
Свою работу по выпиливанию перламутра и его растушёвки я закончил.
Я рассказал и показал в своём мастер-классе, как я это делаю. Это изделие что я украсил, люди подарят кому-то, или оставят себе в подарок. Мне будет тоже приятно, потому что мою уточку, уже никто не потревожит и она будет радовать взор.
С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!
Статья победила в конкурсе Праздничный подарок 2012 (по мнению жюри и итоговой сумме баллов)
«Инкрустация» перламутром в технике декупаж! Декорируем шкатулку вместе с Мариной Жуковой!
Студия HAND-MADE5
Мы учим людей делать красивые вещи своими руками!
Создай шедевр собственными руками!
8-499-755-64-52, звоните и мы вас запишем!
Перламутр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков (Википедия).С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений.
На нашем мастер-классе материалом для перламутровой мозаики будут служить специальные пасты, а предметом декора будет деревянная шкатулка. Как обычно, проведем подробный обзор материалов и все очень подробно запишем. В конце мастер-класса у вас в руках будет полностью готовая шкатулочка, инкрустированная «перламутром». Навыки, полученные на занятии, вы сможете применить при декорировании любых предметов, а так же использовать при создании подарков своим родным и близким.
Всё для вашего воодушевления! 🙂
Чему я ещё научусь?
Чем вы отличаетесь от других школ?
Данный курс преподаёт декоратор Жукова Марина http://www.livemaster.ru/mariulka
Занимается декором предметов интерьера во многих техниках. Участница различных выставок и хенд-мейд фестивалей. Победитель конкурсов по декупажу, обладатель дипломов и благодарственных писем от Правительства Москвы и Министерства культуры РФ. Ведет курсы по декупажу и проводит мастер-классы по различным декоративным техникам. Её опыт и профессиональность позволяют нам утверждать, что вы получите первоклассные знания и навыки!
Звоните и мы забронируем ваше место! 8-499-755-64-52, студия HAND-MADE5
Смогу ли я научиться?
Смогу ли я дома повторить всё то, чему вы меня научите?
Без сомнений! Мы вас научим всему важному и необходимому! Как выбирать правильные материалы: клей, лак, краски, воски и т.п. Про сочетаемость и (чаще всего) несочетаемость определённых производителей. Про то, как подбирать их под ваши цели и желания. И, главное: научим, как ориентироваться самостоятельно в этом хаосе противоречивой информации из интернета. Полученные навыки вы уже сможете использовать при работах с более сложными вещами!
Почему количество участников Мастер-класса ограничено?
А какие гарантии?
Как забронировать место на мастер-классе?
Звоните и мы вас запишем, 8-499-755-64-52, студия HAND-MADE5
Наш адрес: ул. Малая Лубянка, д.16/4 (м.Чистые Пруды/Тургеневская/Сретенский бульвар)
Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 1
Познакомьтесь с редкой техникой инкрустации в нашем мастер-классе «Колибри».
Итак, начнём. Рисунок — это первый и один из самых важных этапов создания любого изделия. От его тщательной прорисовки и точности зависит и качество будущей работы. После того, как рисунок полностью подготовлен, нужно аккуратно перевести его на кальку (1).
Теперь сделаем заготовку для кулона. Выбираем материал, подходящий задуманному нами рисунку. Мы взяли в работу макасар — экзотическое чёрное дерево, из-за высокой твердости сложное и особо ценимое при создании инкрустированных изделий. Можно использовать и более простые, но достаточно интересные породы дерева. Перенесём форму кулона на брусок дерева (для кулона подойдет дощечка толщиной 7 мм). Затем лобзиком выпиливаем точно по контуру формы (2). Чтобы она стала аккуратнее, обработаем края напильником и наждачной бумагой. Далее для удобства приклеиваем заготовку на площадочку, которую можно вращать, капелькой клея. Далее скругляем поверхность напильником, равномерно вращая заготовку (3). Осталось обработать наждачной бумагой, с зернистостью Р220 и Р320, чтобы на заготовке не остались риски от напильника.
Далее переносим на кулон рисунок с кальки. Для этого прикладываем его к нашей заготовке и аккуратно отмечаем по контуру иглой (4). Для разных пород дерева нужно прикладывать разное усилие, так как на твердых породах дерева будут плохо видны точки со слабым нажимом, а на мягкой древесине могут остаться большие ямки при чрезмерном усилии.
Следующий этап — это интарсия (вставка элементов из другой породы дерева). В данном варианте нужно сделать жёлтый цветок. Для этого переносим элементы цветка с нашего рисунка на кальку, приклеиваем их на дощечку из барбариса (толщиной 3-5 мм) и по контуру выпиливаем лобзиком (5). Нужно сделать это как можно аккуратнее, иначе при интарсии элементы могут не вставиться в заготовку или, наоборот, будут большие зазоры.
Теперь сделаем «гнездо» глубиной 2,5-4 мм для подготовленных вставок из барбариса. По точкам сделаем канавку с помощью специальных самодельных резцов. В середине выбираем дерево борфрезой, главное это сделать точно по канавке (6). Если всё было сделано правильно, то элементы из барбариса должны точно встать в свои «гнёзда» на клей (6). Примерно через 10-20 минут аккуратно убираем напильником лишнюю часть вставки, стараясь не стереть намеченный рисунок (7).
Всечка металлической проволоки. Для кулона «Колибри» нам понадобится плоская проволока из белого металла сечением примерно 1.5 на 0.3 мм. Размер проволоки может быть различным, это зависит от задуманого Вами изделия. Проволоку протягиваем до нужного диаметра с помощью фильерной доски (8), после чего прокатываем ее в вальцах (9). При протягивании проволоки обязательно пользуйтесь защитными очками, так как проволока может отскочить и повредить глаза.
Затем по переведённому рисунку делаем специальными резцами тоненькие канавки от точки к точке, как в детских «соединялках» по точкам, учитывая при этом плавность линий (10). Очень важно при этом не сделать канавки слишком глубокими или слишком мелкими, глубина должна соответстовать выбранной вами проволоке. После того, как канавка прорезана, капаем в нее клей и забиваем проволоку молоточком (11). Предварительно для большей аккуратности можно выгнуть проволоку круглогубцами по линии канавки. Если канавка сделана правильно, то проволочка должна лечь почти вровень с поверхностью заготовки. Как и в случае интарсии, лишнюю часть проволоки аккуратно счищаем напильником. Главное, одновременно не пробивать канавки близко друг к другу, иначе часть дерева между ними может сколоться, и работа пойдет насмарку. Лучше делать медленно, но верно.
Когда сделали всю всечку (12), можно приступать к вставке перламутровых кружочков. Но об этом в следующий раз.
«Инкрустация» перламутром в технике декупаж! Декорируем шкатулку вместе с Мариной Жуковой!
Студия HAND-MADE5
Мы учим людей делать красивые вещи своими руками!
Создай шедевр собственными руками!
8-499-755-64-52, звоните и мы вас запишем!
Перламутр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков (Википедия).С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений.
На нашем мастер-классе материалом для перламутровой мозаики будут служить специальные пасты, а предметом декора будет деревянная шкатулка. Как обычно, проведем подробный обзор материалов и все очень подробно запишем. В конце мастер-класса у вас в руках будет полностью готовая шкатулочка, инкрустированная «перламутром». Навыки, полученные на занятии, вы сможете применить при декорировании любых предметов, а так же использовать при создании подарков своим родным и близким.
Всё для вашего воодушевления! 🙂
Чему я ещё научусь?
Чем вы отличаетесь от других школ?
Данный курс преподаёт декоратор Жукова Марина http://www.livemaster.ru/mariulka
Занимается декором предметов интерьера во многих техниках. Участница различных выставок и хенд-мейд фестивалей. Победитель конкурсов по декупажу, обладатель дипломов и благодарственных писем от Правительства Москвы и Министерства культуры РФ. Ведет курсы по декупажу и проводит мастер-классы по различным декоративным техникам. Её опыт и профессиональность позволяют нам утверждать, что вы получите первоклассные знания и навыки!
Звоните и мы забронируем ваше место! 8-499-755-64-52, студия HAND-MADE5
Смогу ли я научиться?
Смогу ли я дома повторить всё то, чему вы меня научите?
Без сомнений! Мы вас научим всему важному и необходимому! Как выбирать правильные материалы: клей, лак, краски, воски и т.п. Про сочетаемость и (чаще всего) несочетаемость определённых производителей. Про то, как подбирать их под ваши цели и желания. И, главное: научим, как ориентироваться самостоятельно в этом хаосе противоречивой информации из интернета. Полученные навыки вы уже сможете использовать при работах с более сложными вещами!
Почему количество участников Мастер-класса ограничено?
А какие гарантии?
Как забронировать место на мастер-классе?
Звоните и мы вас запишем, 8-499-755-64-52, студия HAND-MADE5
Наш адрес: ул. Малая Лубянка, д.16/4 (м.Чистые Пруды/Тургеневская/Сретенский бульвар)
Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается
Наверняка многие видели безумно красивые корейские шкатулки, покрытые лаком и инкрустированные перламутром. Эта тонкая работа заставляет сразу обратить на себя внимание — идеально гладкая зеркальная поверхность покрыта тончайшим узором из перламутровых пластинок. Это действительно невероятная красота!
Немного истории
Изготовление таких шкатулок — древняя культурная традиция корейских мастеров. На протяжение многих веков технология почти не изменяется, сегодня используются такие же материалы, как и тысячу лет назад. Точное время появления этой технологии неизвестно, можно предполагать, что лаковая инкрустация появилась в период государства Объединённое Силла (668-935 гг). До 14 века основное внимание в процессе уделялось качеству материала, а во времена Чосона стали развиваться лучшие декоративные традиции лаковой инкрустации.
В настоящее время лаковая инкрустация в Корее поддерживается государством как часть культуры. Большое внимание уделяется сохранению вековых технологий и процесс инкрустации тщательно хранится и соблюдается мастерами. Современные мастера в своих работах хорошо сочетают древние традиции и современный дизайн.
Давайте попробуем поближе познакомиться с процессом инкрустации.
Подготовка к работе
Лак «ottchil» для знаменитых шкатулок добывается из сока лакового дерева, называемого Toxicodendron vernicifluum. Сок содержит раздражающее кожу масло урушиол, которое может вызывать сильную аллергическую реакцию. При окислении и полимеризации урушиола в соке дерева в присутствии влаги образуется твёрдый лак, используемый для производства традиционных лакированных изделий.
Чтобы добыть сок для работы на дереве делают небольшой надрез, из которого начинает выделяться серовато-желтый сок. Количество сока зависит от возраста и степени «созревания» дерева. Опытные мастера точно определяют деревья, из которых можно получить хороший сок. Обычно годными становятся деревья после 10-летнего роста.
При контакте с воздухом сок окисляется и сразу же полимеризуется, превращаясь в тягучую смолу. Для изготовления лака эту смолу подвергают специальной обработке и растворяют спиртом либо другими органическими растворителями.
Если необходимо изменить цвет, лак окрашивают органическими красителями. Неокрашенный, натуральный цвет лака — темно-коричневого цвета, черную окраску ему придает порошок железа, а красный — порошок оксида железа.
Правильным будет отметить, что эта технология добывания сока лакового дерева одинаково популярна во всех азиатских странах и похожие шкатулки можно увидеть как в Корее, так и в Китае и Японии.
Вот очень понятное видео про добычу сока:
Подготовка основы
После того, как лак подготовлен для работы, мастер начинает работу непосредственно с шкатулкой. Для получения идеального результата необходима идеальная поверхность. Деревянная основа будущей шкатулки подвергается многочисленным обработкам, прежде чем мастер будет доволен. Для изготовления основы шкатулки используют древесину только самого высшего качества. Шкатулку покрывают основой-лаком, высушивают, полируют и еще раз покрывают слоем лака. На промежуточных этапах все неровности замазываются специальной лаковой пастой, состоящей из смеси лака уруши и глины. Основа шкатулки снова и снова полируется, покрывается лаком и высушивается. Каждый слой лака просушивают 12-24 часа в специальной камере с высокой влажностью и температурой +30 градусов Цельсия. Именно во влажной среде лаковый слой хорошо полимеризуется, становится прозрачным и очень твердым. Во время сушки ни одна пылинка не должна попасть на лаковый слой.
В связи с этим художники-мастера уруси часто селились в отдалённых горных районах. В Японии также было принято проводить процесс высыхания лака на изделиях на плотах, выведенных в море. Там, над водой, практически не существовало пыли, что было крайне важно для появления высококачественного глянца. Лак уруши обладает особой глянцевитостью и глубиной, которые невозможно обеспечить при использовании современных искусственных лаков.
Подготовка основы может занимать длительное время — от нескольких месяцев до нескольких лет, независимо от размера шкатулки. Считается, что шкатулку можно полностью создать за 45 шагов — если мастер точно соблюдает технологию, он вполне укладывается в такой хронометраж.
Только когда в результате получается идеально ровная, гладкая с зеркальной поверхностью основа шкатулки мастер может продолжить свою работу.
Изготовление деталей
Мастер подбирает подходящие пластины перламутра.
Для инкрустации используют так называемый mother-of-pearl, то есть перламутр со стенок раковин моллюсков. Обычно для работы подходит перламутр двустворчатых моллюсков (устриц и мидий), брюхоногих моллюсков (улиток и слизней) и головоногих (кальмары и каракатицы). Перламутр должен быть радужным, переливчатым и красивым.
В корейской лаковой инкрустации обычно применяют перламутр, полученный из устриц.
Считается, что у них самый красивый и качественный перламутр. Перламутр осторожно снимается с поверхности раковины и тщательно шлифуется. Попадаются как довольно крупные кусочки (до 12 см) так и совсем мелкие (до 7 мм) — все они идут в работу и применяются в различных видах инкрустации.
В Корее техники инкрустации при создании перламутрового декора делятся на два типа: Юремджиль (jureumjil, «наполняющая») и Кенемджиль (kkeuneumjil, «режущая»). Первый метод подходит для таких сюжетов как узоры с птицами и цветами. Делается это на перламутровых заготовках, которые позже можно убрать с помощью ножниц. Появление ленточной пилы в начале 20-го века значительно упростило процесс снятия заготовок, а также способствовало созданию декора еще меньшей толщины.
Второй метод, Кенемджиль, намного старше, он изобретен во времена династии Корё. Здесь мастера используют инструменты с острым металлическим окончанием, чтобы можно было отрезать тонкие крошечные полоски под названием «сангса» («фигурная нить»). Когда от перламутровых заготовок отрезано достаточное количество полосок, мастер по инкрустации накладывает их одну за другой на поверхность каркаса, чтобы сформировать образ, фигуру или пейзаж. Корейцы часто сравнивают этот трудоемкий и сложный процесс с вышивкой по шелку, поскольку мастера должны быть предельно осторожными, иметь твердую руку и обладать высоким уровнем мастерства.
Каждую пластину перламутра мастер проверяет и отмечает все неровности, изменения цвета и повреждения, которые не должны попасть в готовую деталь для шкатулки.
Затем на кальку переносятся детали заранее подготовленного дизайна и пластина перламутра приклеивается к кальке с рисунком.
Каждую деталь вырезают лобзиком точно по контуру. Это очень кропотливая работа, так как детали очень мелкие и одно неосторожное движение может испортить всю драгоценную перламутровую пластину.
Калька с вырезанных деталей снимается и фрагменты перламутра приклеиваются к листу бумаги, на которой изображен весь узор шкатулки. Для приклеивания на всех этапах используется специальные клей, изготовленный из плавательного пузыря рыб. Старинная поговорка гласит: «Нужно проглотить Маль (приблизительно 22 литра) рыбьего клея, для того чтобы стать хорошим мастером по перламутровой инкрустации».
Перенос деталей на основу
Когда все детали закреплены на бумаге поверхность шкатулки смазывается клеем и лист бумаги осторожно прикладывается к поверхности шкатулки, перламутровыми деталями вниз.
Далее происходит «вживление» перламутровых фрагментов в поверхность шкатулки, для этого используют нагретые на углях металлические утюжки. Температура этих утюжков должна быть определенная, чтобы не повредить поверхность шкатулки и детали узора. Мастер регулирует температуру холодной водой. Затем рабочая поверхность утюжка смазывается мылом (чтобы бумага не прилипла к металлу).
От тепла утюжков клей размягчается, можно снять лист бумаги, при этом перламутровые детальки останутся на поверхности шкатулки ровно на своем месте.
Поверхность шкатулки промазывается клеем и просушивается. Излишки клея после сушки убираются теплой водой с поверхности пластин, корректируются и добавляются мелкие, хрупкие детали. Поверхность покрывается разбавленным лаком и шкатулка помещается в сушильную камеру с нужной температурой и влажностью.
После сушки поверхность протирают водой и куском древесного угля. Таким образом стирается лак с поверхности перламутровых деталей, но остается между ними. Процедура «покрытие лаком-сушка-чистка поверхности» повторяется несколько раз, пока уровень перламутровых деталей и лака между ними не сравняется.
Затем поверхность шкатулки полируется и добавляется декор цветным лаком (например, прорисовываются серединки цветов). После завершения декоративных работ поверхность снова полируется до достижения желаемого блеска.
В видео можно посмотреть весь процесс изготовления шкатулки наглядно: