Инкрустация приклада своими руками

Инкрустация приклада своими руками

——————
Эксклюзивная отделка охот. оружия

а так работы высший класс ( я сам резчик ) таких мастеров очень мало

——————
Эксклюзивная отделка охот. оружия

——————
Эксклюзивная отделка охот. оружия

quote: Originally posted by Валерий Простянкин:

Весельчак, спасибо за ссылку на мокуме! Красиво, но не впечатляет. Наше лучше. В особенности гравировки охотничьих сцен. Где на фоне золотого восхода, небо плавно меняет оттенок, переходя в светлое серебро. И всё это на металлической коробке ружья.

quote: Originally posted by валерьян:

жаль что далеко нахожусь от Тулы я бы неоткозался на своем ижике изобразить чтонибуть подобное

——————
Эксклюзивная отделка охот. оружия

——————
Эксклюзивная отделка охот. оружия

quote: Originally posted by VIPlotnikov:
СКАЖУ КОРОТКО:профессионально, со вкусом. А эта гравировка моих рук дело.

Тоже красиво очень!

——————
Эксклюзивная отделка охот. оружия

quote: Originally posted by VIPlotnikov:
СКАЖУ КОРОТКО:профессионально, со вкусом. А эта гравировка моих рук дело.

Владимир, Иванович, мой вам респект!

——————
«Верить сегодня нельзя никому, даже себе. Мне можно.»

quote: Originally posted by VIPlotnikov:
СКАЖУ КОРОТКО:профессионально, со вкусом. А эта гравировка моих рук дело.

Красиво.
Если не секрет, эта гравировка ударная или травлением?

quote: Originally posted by Валерий Простянкин:
Граверовка резцом.

Это я написал чтоб не было путаницы в терминологии.
Спасибо.

quote: Originally posted by VIPlotnikov:
спасибо за рекомендации по разметке чешуи, а вот по направлению не согласен. пример-МЦ-109, несамое худшее ружьё.
[URL=https://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/001806/1806613.jpg][/URL]

——————
Эксклюзивная отделка охот. оружия

quote: Originally posted by Валерий Простянкин:

Уважаемый модератор, почему вы резчиков ставите классом ниже, чем граверов

quote: Originally posted by Валерий Простянкин:

Рыбью чешую» резать легко, здесь ума не надо и к эксклюзивным насечкам она не относится. Всё дело вкуса. Направление чешуек истетичней выглядит так, как кому нравиться.

——————
«Верить сегодня нельзя никому, даже себе. Мне можно.»

Источник

Всечка серебра

Там где эскиз орнамента и всечки симметричен, всё должно быть ровно на одном уровне. Теперь можно прокалывать и канавку под всечку. Всечка делается серебром, протянутую в проволоку диаметром 0,47 мм., а затем вальцами прокатанная до толщины 0,24 мм., при ширине 0,76 мм. Прокол всечки я начинаю прямой стамеской на глубину 1 мм. и по мере закручивания завитка постепенно меняю большой радиус стамески на меньший.

Закончив с прорезкой, начинаю всекать уже подготовленную серебряную нить в канавку. Здесь ничего сложного, главное направлять и предавать серебряной нити направление завитка канавки.

нажимайте на фото для увеличения

нажимайте на фото для увеличения

Прокол под резьбу, или плетёнку, или под растительный орнамент я делаю глубже приблизительно на 3 мм. Начинаю с прямой и постепенно переходя к стамескам разного диаметра. Но чтобы добиться симметрии орнамента, стамеской делается прокол сразу двух одинаковых элементов или части этих элементов.

Переходим к растительному орнаменту, который уже проколот и начинаем выбирать узенькой стамеской фон. Глубина прокола и определит высоту резьбы над фоном для последующей обработки.

нажимайте на фото для увеличения

Инкрустация костью

После всечки серебром переходим к инкрустации костью. Но сначала из костяных пластинок толщиной до двух миллиметров я выпиливаю лобзиком листики, цветочки, птиц, которые есть в этом эскизе. После опиливаю их надфилем, придавая вставке из кости окончательный и ровный контур, как на эскизе. Каждый элемент вставки помечаю на рисунке, чтобы знать, откуда и куда его вставлять.

Теперь перехожу к инкрустации. Беру выпиленный цветок и прикладываю на ложу, как нарисовано на рисунке. Придерживая вставку надфилем, острым карандашом обвожу контур вставки. Карандаш будет лучше виден, если предварительно на тёмный орех нанести что-то светлое. Я пользуюсь пылью от перламутра.

нажимайте на фото для увеличения

Начинаю прокалывать контур прямой узкой стамеской на глубину вставки, но не по карандашу, а чуть ближе внутренней части. Почему? Да просто при проколе, стамеска теснит край и расширяет проём.

нажимайте на фото для увеличения

Беру узенькую стамеску и выбираю внутреннюю часть под вставку. Делаю это из середины, чтобы не замять края ореха с наружной части вставки и сохранить их ровными.

нажимайте на фото для увеличения

Когда всё подогнано, и вставка сидит глубоко, я вынимаю её и сажаю на клей ПВА. Промазав дно и внутренние края проёма клеем, я вставляю элемент из кости на уже определённую глубину без лишних усилий, так как клей на водной основе, то края древесины набухают и обжимают вставку.

Но сразу оговорюсь, если при подгонке щель между вставкой и орехом большая и она может и не затянуться, некоторые мастера замазывают щели клеем, смешанным с древесной пылью, но поверьте мне, при олифовке это выделиться чернотой и будет некрасиво.

Всё, вставка из кости на месте, клей высох, и я смело надфилем защищаю кость вровень с поверхностью ложи. Конечно, чем сложнее вставка, тем аккуратнее должен быть подход к работе, а это зависит от опыта мастера.

нажимайте на фото для увеличения

Отделка резьбы

Закончив с инкрустацией, я перехожу к отделке резьбы. Резьба у меня плоскорельефная с выбранным фоном, а буду я резать плетёнку на рукоятки ложи. Она уже проколата, и первым делом обнижаю край плетения. Теперь выделен край рукоятки и фрагменты лиственного орнамента.

нажимайте на фото для увеличения

Прямой стамеской я подрезаю плетёнку, которая ныряет вниз. Здесь всё очень просто, но надо набраться терпения, чтобы всё было аккуратно и не просматривались грани на плетёнке от стамески. Маленькие ромбики фона я мотуарю, но об этом позже.

нажимайте на фото для увеличения

Уголком прорезаю середины лиственного орнамента, чтобы в дальнейшем полукруглой стамеской придать листу форму.

нажимайте на фото для увеличения

Направление стамески зависит от направления волокон древесины. Но в данном случае ложа выполнена из комеля и направление волокон здесь хаотично, приходиться подстраиваться.

нажимайте на фото для увеличения

Теперь переходим к разделке растительного орнамента на ложе. Уже по отработанной технологии я прямой стамеской подрезаю места пересечения завитков.

нажимайте на фото для увеличения

Далее уголком прорезаю канавки в середине лиственного орнамента и в сопряжениях завитков.

нажимайте на фото для увеличения

Это делается для того, чтобы полукруглой стамеской при разделке резьбы было удобно делать плавные переходы. Внутреннюю часть завитка я прохожу полукруглой стамеской небольшого диаметра. С наружной стороны, я закругляю прямой.

нажимайте на фото для увеличения

Мотуар можно сделать из обыкновенного гвоздя, на конце которого сделать острую, мелкую насечку.

Мотуаря фон, я сравниваю мелкие неровности поверхности, и растительный орнамент резьбы немного поднимается.

нажимайте на фото для увеличения

Сценка

нажимайте на фото для увеличения

нажимайте на фото для увеличения

На сценке обнижаем детали, которые ближе к заднему плану.

нажимайте на фото для увеличения

Постепенно снимая стружку, вырисовывается тело и морда собаки. Шаг за шагом и уже видны мелкие детали сценки.

нажимайте на фото для увеличения

Финишная обработка

Это, конечно, смотрится грубо, но я всё больше уделяю времени зачистке проработанных деталей. Следов от стамесок не должно быть.

нажимайте на фото для увеличения

Ну вот, вроде и всё, сценка, да и вся ложа с цевьём готова. Все ровные поверхности ложи зачищены мелкой наждачной шкуркой. Но есть одно но: нужно защитить всю резьбу и ложу от влаги, ведь с этим ружьём будут ходить на охоту!

Для этого я покрываю всё ложу натуральной олифой и не один раз. После каждой олифовки, когда олифа впитается и подсохнет, вся ровная поверхность защищается мелкой наждачкой. Это делается для того, чтобы снять тонкую плёнку олифы и открыть поры древесины для нового слоя пропитки. Делается это до тех пор, пока древесина перестанет впитывать олифу.

нажимайте на фото для увеличения

нажимайте на фото для увеличения

Заканчивая свой мастер-класс, я хочу поблагодарить руководителя сайта, за возможность рассказать и показать как я это делаю. Конечно же, кто-то делает по-своему и это их право. Можно ещё придумывать и усложнять, но в любом случае в свою работу мы вкладываем умение, талант и душу. В каждой сделанной мною работе есть частичка и моей души.

С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!

Читайте также:  Гильоширование по металлу своими руками

Источник

Первые шаги 2

Продолжим знакомство. Вот еще один будущий мастер Константин Изотов 37 лет Новосибирск.

«Здравствуйте, уважаемые мастера. С разрешения создателя данной темы расскажу на этих страницах о своих первых шагах в ремесло, об изготовлении своего первого приклада, к тому же эта тема и рассказ Сергея был для меня пошаговой инструкцией.

Попадал с него вроде бы не плохо, правда в процессе охоты (особенно на осенние открытие в теплую погоду) отбивал себе средний палец, да плечо после охоты было слегка синеватого цвета. И вот пришла эра интернета, появился доступ к информации, появились форумы и т.д. в одном из форумов (не помню где) вычитал что эта проблема из-за короткого приклада. Начались эксперименты со вставками удлиняющими приклад и изменяющими питч и т.д и т.п., но ни к чему это не привело.

2012 08 b9ccdecbe4970a9fb3a8163bf75c57dc rsu 1000 800

На этом пожалуй надо прекращать лить воду и пора переходит непосредственно к отчету о процессе изготовления.

Вот она заветная доска, чертеж был распечатан на принтере и благополучно перенесен на заготовку.

2012 08 669aa3b837a8296b8d41645fc0042183 rsu 1000 800

Для сверления отверстия под стяжной болт было приобретены длинные сверла по дереву (длина 360 мм). Сверлил на радиально-сверлильном станке (благо есть доступ) с двух сторон (длины сверла не хватило чтоб просверлить за один проход. Сверло короче приклада на 20 мм). Начал сверловку со стороны колодки сверлом с диаметром 8 мм. Сверловка шла на малых оборотах с малой подачей, через каждые 10 мм сверло поднималось и прочищалось отверстие, увод сверла в сторону составил порядка 2-3 мм от намеченной оси (благо в сторону бокового отвода приклада), со стороны затыльника сверлил фрезой диаметром 16мм, там где должен быть выход, заглубление фрезы составило 50 мм, благодаря сверления фрезой получил плоскость для шайбы стяжного болта который бал заменен в итоге на шпильку с гайкой закручиваемой торцевым ключом.

2012 08 a179e7f7dcfe2e7b021664a47ba052a7 rsu 1000 800

Процесс врезания колодки был для меня самым трудным и ответственным, выгрызал все буквально по долям миллиметра. Продольную ось колодки я сразу сместил в лево от продольной оси заготовки на 7 мм, учитывая отвод приклада. По разметке начал врезку сверху, пока не пробил паз приблизительно до середины, затем перевернул болванку и то же самое сделал снизу (пока пазы не сошлись). Дальше коптил колодку над свечой и втягивал ее при помощи все той же шпильки, которая служила мне направляющей, убирал колодку и подчищал полученный черный отпечаток и снова коптил, втягивал, счищал. Мне уже начинало казаться, что сей процесс будет длиться бесконечно, но то что колодка миллиметр за миллиметром втягивалась в заготовку без видимых щелей вселяло в меня надежду что все получится. Ни много времени прошло ( но и не мало так как делал все вечерами после работы) и вот наконец то колодка встала на свое законное место, я с облегчением перевел дыхание – первый этап пройден.

2012 08 ec697f260e4c41c42d2fa42d25f6b25f rsu 1000 8002012 08 0aba5c6d6612923df00565c6b7d36700 rsu 1000 800

Следующим шагом я срезал все лишнее с боков шейки, оставив небольшой запас на всякий случай (а случай как известно бывает всякий) и приступил к черновой обработке самой лопаты.

2012 08 04eb27cd57e4694a3ed3d760820a7ef7 rsu 1000 8002012 08 0ea056212283a8e3f9a9aab13f236eba rsu 1000 800

2012 08 1f08f7bc171954858890d0db71c22794 rsu 1000 800

Дело понемногу двигается вперед. Пришло время подгонять затыльник, врезать защитную скобу, дорабатывать линии подщечника и оформить тюльпан. Сказано сделано.

2012 08 243c94982438a316e0e105be47f803b1 rsu 1000 800

Приступаем к приведению сего творения в божеский вид при помощи наждачки, для начала №100, затем №200.

2012 08 814810f0f5a7d86ac1ad663151e9b0c4 rsu 1000 800

Следующим шагом была борьба с небольшой неприятностью, а именно со следами злостного грызуна ореховой древесины. С самим грызуном я расправился (надеюсь) еще на начальном этапе (кода только вырезал контур) в ацетоновой ванне в течение 3 суток. Прежде чем замести следы взял бор-машинку с отрезным кругом, сделал прорези вдоль волокон (или как шел след грызуна) затем в эти прорези вклеил выстроганные заплатки из этой же заготовки (местами получилось хорошо, местами не очень) и все зашкурил №400.

2012 08 9f89acd5433c519dcd06606681a51eb3 rsu 1000 800

Пришло время искупать приклад в кипятке, после водных процедур поднятый ворс снял шкуркой №600.

Попутно изготовил розеточку и довел до нужной формы затыльник. Слегка обжег газовой горелкой и вышкурил.

2012 08 84099a1447571be8cc7236981ad599f5 rsu 1000 800

Все составные части на 2 слоя пропитал Шафтолом. При этом темно коричневые затыльник и розетка стали абсолютно черными.

2012 08 797ae7ecb70d7d7aa6711e752f15909f rsu 1000 8002012 08 85f61fd8eca2b39ef64f50e970883418 rsu 1000 800

В таком состоянии все подвесил на просушку, а сам с сыном рванул на рыбалку с ночевкой. Вернувшись с приятного отдыха принялся за разметку и нарезку насечки.

2012 08 0ea36aa378af0f43c51371370d8aa691 rsu 1000 800

Басочка с шагом 18 линий на дюйм была сделана за ранее, по технологии описанной Сергеем. С первой стороной намучился много, вторая пошла легче и получилась лучше. После нарезки басочкой (по сути дела разметки) прошелся загнутым треугольным надфилем и насечка готова.

Приклад готов для финиша. Взялся за цевье. Изготовление нового цевья еще в перспективе и это совершенно другая история, а для начала привел в божеский вид старое. Для начала вышкурил и немного сгладил угловатости, пропитал шафтолом на 2 раза и сделал новую насечку.

2012 08 58519f17262c56e636c2b23fdaea53d8 rsu 1000 8002012 08 b52a7f21f3eefee08358ed83be55f0dc rsu 1000 800

Ну вот и пришло время финиша, руки прям таки и чешутся. Для финиша был взят ТриОил. Для начала шкурил наждачкой №600 с добавлением ТриОила поперек волокон что бы закрыть все поры. После высыхания слегка подшкурил наждачкой №800 и стал делать финальное покрытие. И вот тут то я сделал ошибку, ТриОил наносил тампоном и довольно толстым слоем. Довольный тем как получается подвесил его на просушку и оставил на 2 дня. По прошествии двух дней снова вернулся к своему творению, шифонер отменный, я был доволен, вот сейчас пройдусь кондиционером и все будет окей.

2012 08 b9a463312acb4bb46a8ff664eb6225ca rsu 1000 8002012 08 d9cb93aa8a852152e7b4a702482d7327 rsu 1000 800

Но не тут то было, поверхность стала слегка матовой с приятным глубоким поблескиванием, но потеки остались видны. Снять потеки кондиционером (он содержит абразивные частицы) у меня не получилось, возле них начали появляться проплешины, вид был испорчен окончательно. Я чуть не взвыл от досады, но винить кроме себя некого. На следующий день в магазин, закупаю наждачку номеров №600, 800, и весь процесс шлифовки с самого начала. Закрепил вышкуренный наждачкой №600 и №800 приклад на шпильку в тисках что бы не браться за него руками, обезжирил поверхность ацетоном. И на последок нанес ТриОль кисточкой тонким-тонким слоем (каждую каплю растирал по максимально большой площади). Первый слой ТриОйля наносил по волокнам, второй поперек, третий снова по волокнам и оставил сохнуть. На этот раз потеков не наделал.

2012 08 23abf7038359d116342d8660ae15ac2b rsu 1000 800

После обработки кондиционером получил гладкую, приятно поблескивающую (без шифонерного блеска) матовую поверхность.

2012 08 54345f78a35f519a7320ccb2c8fd63f9 rsu 1000 800

И вот наконец держу в руках плоды своего долгого, кропотливого труда.

2012 08 45f108a9cd8eed8abccba142a1b911c3 rsu 1000 8002012 08 315a9ab553a3b6006d52fc75655e2d11 rsu 1000 8002012 08 d94304895029d29869f22b4649189460 rsu 1000 800

Вот вреде-бы и закончил свое повествование. За фото прошу прощенья, не фотограф я, да и аппарат не всегда под рукой был, кое-что фотал на телефон.

С нетерпение жду рецензии на свою первую и надеюсь что не последнюю работу.»

Источник

Мастер-класс: 12 секретов тульской всечки

9db2252e645ee75a3edb8a2868d9a4841942lj

Корысть — это когда только для себя.

Интерес — для себя и других.
Корысть замкнута и ограничена.
Интерес открыт, распахнут.

В данном мастер-классе я постараюсь познакомить вас с технологией тульской всечки — инкрустации древесины полоской металла.
Мастер-класс будет состоять из введения, 3-х частей и заключения. В процессе ознакомления с предоставленным материалом у Вас естественно будут возникать вопросы, на которые я с удовольствием вам отвечу.
Данный мастер-класс был разработан для самостоятельного обучения данному ремеслу — поэтому так всё подробно.

Введение

Часть 1. Материалы и инструменты необходимые для работы.

Материалы:
Древесина: грецкого ореха; яблони; груши; ясеня; берёзы (необходимо отметить, что на древесине ясеня, яблони и груши выполнять всечку сложнее из-за высокой твёрдости и плотности древесины этих пород).
В основном использую древесину грецкого ореха из-за его изумительно красивой текстуры.
Проволока. Для работы использую проволоку диаметром 0,7-0,8мм, которая при помощи вальцов раскатывается в полоску шириной 1,2-1,4мм и толщиной 0,2-0,25мм. Материал проволоки — хромель; алюмель; редко алюминий. Медную и проволоку сплавов на её основе не применяю, так как она окисляется, и отрицательно сказывается на качестве изделия.
Клей ПВА. Для закрепления в изделиивсекаемойполосочки, вставок изперламутра; древесины (клёна, сирени, липы) и установку фурнитуры.
Олифа — натуральная на льняном масле, для отделки изделия.
Восковая мастика — готовится из воска, канифоли и скипидара — для окончательной отделки изделия с приданием ему блеска.
Нихром. Проволока диаметром 0,8-1мм используется для изготовления фурнитуры.

Инструменты:
Плоский резец — для прорезания лунки, с последующей установкой в неё полоски металла.
Угол заточки резца подбирается опытным путём, так, чтобы лезвие свободно входило в древесину заготовки на глубину 1.5-2 мм, а ширина лунки в верхней её части была 0.3-0.5мм, чуть больше толщины полоски металла — Секрет №1.

Читайте также:  Дешевый теплый сарай своими руками

no avatar

no avatar

Бокорезы( с напайками из твёрдого сплава) — для отрезания всекаемой полоски металла.

no avatar

Молоточек — весом 50-70 гр. для вбивания полоски металла.

no avatar

Пинцет — для подкручивания завитков и удобства работы с мелкими деталями.

no avatar

Напильники — с мелкой и грубой насечкой — для обработки заготовки после всечки.
Плоскогубцы и круглогубцы — для изготовления фурнитуры и её установки при сборке изделия.
Бокорезы для грубой работы — для работы с перламутром при изготовлении вставок.
Абразивные бруски — разной зернистости для обтачивания вставок.

Правилка — металлический стержень диаметром 3 мм рабочий конец немного расплющен и немного загнут вверх.

no avatar

Предназначен для удобства работы при сопряжении всекаемых элементов и правки овалов завитков всекемой полоски — Секрет № 2.

Швейная игла (с ручкой) — для заполнения клеем ПВА лунки(в нескольких местах) перед установкой полоски.

no avatarТульскую всечку можно выполнять на заготовке (изделии) любой формы (после того, как овладеете навыками работы на плоских поверхностях).

Я даю мастер-класс для тех, кто только начинает и хочет заняться этим ремеслом поэтому и разговор пойдёт о изготовлении изделия плоской формы из пластины толщиной 5-6 мм древесины грецкого ореха(в том случае если нет древесины ореха, можно взять древесину берёзы или осины, дуб нежелательно-пористый).
1. От бруска размером 70х60х150 на горизонтальном фрезерном станке отрезаем пластину толщиной 5-6мм.

no avatar

Пластина должна иметь толщину не менее указанной, а если пластина будет меньшей толщины, то при прорезании резцом лунки, на глубину 1,5-2мм, она может разломиться или дать трещину — выброшенные на ветер денежки стоимости пластины.
Вышеназванный брусок закрепляется в тисках, установленных на салазках продольной подачи, под углом 40-45° по отношению к вертикальной плоскости фрезы.Тиски устанавливаются под углом к фрезе для лучшего проявления текстуры древесины и увеличения прочности пластины. (Секрет3).
Скорость вращения фрезы выбирается максимально низкой, с целью недопущения нагрева древесины и коробления отрезаемой пластины. Можно распускать брусок и вдоль волокон, но в этом случае текстура древесины будет менее выразительной.

2. В случае отсутствия фрезерного станка — закрепляем брусок в обычных тисках и ножовкой отпиливаем пластину (большей толщины, так как от зубьев ножовки будут оставаться на поверхности древесины следы, которые необходимо потом убрать при помощи напильника, сделав поверхность ровной. В том случае, если и этот вариант вам не подходит, то:

3. Отпиливаете пластину любым доступным для вас способом.
Прежде чем приступить к Занятию №3 определитесь — данная заготовка у вас будет тренировочной или вы сразу хотите изготовить изделие. В том случае, если вы хотите сразу изготовить изделие — придайте пластине определённую форму (в зависимости от вашего воображения).
Некоторые формы изделий, с которыми я работаю:

no avatar

Часть 2. Технология всечки.

Для того чтобы всечь полосочку металла в древесину, необходимо прорезать резцами лунку под неё. Прорезание лунки, для последующего вбивания в неё полосочки металла, производится по линиям рисунка, который наноситься на заготовку. Следовательно работу надо начинать с переноса рисунка на заготовку:
а) если вы умеете рисовать — нарисуйте его на заготовке самостоятельно (но не увлекайтесь сразу прорисовыванием сложных и мелких элементов, начинайте с простого);
б) выберите простой рисунок и перенесите его при помощи копировальной бумаги на поверхность заготовки. После переноса линий рисунка на древесину — обведите их ещё раз карандашом (желательно М или 2М);
в) любым другим известным вам способом.

no avatar

Необходимо отметить, что рисунок тульской всечки состоит из спиралей и всевозможных завитков и других элементов присоединённых к ней.

no avatar

Целесообразно перед началом работы на ореховой или берёзовой заготовке — потренироваться на заготовке из древесины липы или осины (толщиной 8-10мм и размером 90х120мм — обрезки «вагонки» для облицовки стен бани и ли других помещений) нанеся на неё прямые линии на расстоянии 5 мм друг от друга — вдоль и поперёк волокон. Кроме прямых линий на тренировочной заготовке необходимо научиться прорезать и дугообразные линии.
Данная тренировка необходима для того, чтобы рукой прочувствовать сопротивление волокон древесины при их прорезании — тренировочные лунки должны быть прорезаны точно по нарисованным прямым линиям и должны быть действительно прямыми, а не зигзагообразными. Одновременно с этим при прорезании тренировочной лунки укрепляются мальцы руки и приобретается навык правильной постановки резца.

no avatar

Лунка прорезается резцом на глубину 1,5-2 мм следующим образом:
Лезвие широкого резца устанавливается, в начало линии рисунка, под прямым углом к поверхности заготовки (Секрет 4) и производится нажатие на ручку резца пальцами сверху вниз — в результате чего лезвие резца заглубляется в древесину.

no avatar

Это самая ответственная операция так как неправильная установка резца (с наклоном вправо или влево) приведёт к тому, что невозможно будет вставить полосочку металла в прорезанную лунку, а в том случае, если полосочка и вставится, то при дальнейшем вбивании полосочки металла произойдёт её сминание или загиб — то есть БРАК.
После первого реза, резец не полностью вынимаем из древесины, а делаем небольшой наклон его на себя.

no avatar

И затем продвигаем лезвие резца по линии рисунка вперёд, но не на всю его ширину, а лишь на половину ширины лезвия резца.

no avatar

Если лезвие резца вынуть полностью из древесины и продвинуть вперёд на всю его ширину, то между прорезами образуется выступ не прорезанной древесины (так называемый пик), который не даст в последствии вставить в прорезанную лунку полосочку металла (Секрет 5).
Движение руки с резцом можно сравнить с работой иглы швейной машинки, с единственным отличием, что рука с резцом продвигается вперёд по линии рисунка заготовки.
Как вы заметили, линии рисунка тульской всечки не прямолинейны, а имеют закругления разного радиуса следовательно прорезание лунки завитка производится сначала широким резцом, а затем по мере уменьшения радиуса закругления и резцы последовательно сменяем на более узкие.
Можно начинать прорезание лунки и с внутренней части завитка, но в этом случае надо брать резец самый узкий и по мере увеличения радиуса закругления менять резцы при работе на более широкие.
Выбор резца и места начала прорезания лунки элемента завитка целиком и полностью зависит от вас, а вернее от того, как вам удобнее работать.
Главные условия правильного прорезания лунки:
1. Угол между лезвием резца и плоскостью заготовки — 90.° см. Секрет № 4.
2. Прорезаемая лунка должна быть сплошной от начала до конца.
3. Заглубление резца не должно быть больше ширины(высоты) полосочкивсекаемого металла, т.е. не более 1,5 – 2мм.

Рисунки тульской всечки состоят из многочисленных криволинейных элементов.

no avatar

Прорезав лунку первого элемента, в его начало вставляем торец (кончик) полосочки металла и забиваем его лёгким ударом молоточка.

no avatar

Затем пальцами левой руки продолжаем постепенно вставлять полосочку в лунку, а молоточком (идя за пальцем) забиваем её на половину глубины,

no avatar

продвигаясь от начала линии к её конечной части. После того как всекли полосочку по всему элементу на половину глубины,

no avatar

начинаем с начала элемента забивать, плоскость бойка молоточка должна быть при ударе параллельна плоскости заготовки, иначе говоря направление удара по полосочке металла необходимо наносить строго вертикально не наклоняя боёк молоточка ни вправо, ни влево (Секрет №6), полосочку постепенно до конца на всю глубину, так чтобы она была заподлицо (на одном уровне) с плоскостью заготовки.
Иногда, а некоторые мастера всегда, в конце элемента завитка ставят точку, которая всекается следующим образом: шилом делаем углуюление в конце завитка в плотную к вбитой полосочке, вставляем в это углубление круглую проволоку (диаметр по вашему желанию) и обрезаем её бокорезами на расстоянии 2-3 мм от плоскости заготовки. Молоточком отрезанный штырёк забиваем в заготовку на половину её толщины, а оставшуюся над заготовкой его часть спиливаем примерно на 0,5 мм надфилем (так, чтобы посмотрев с верху было видно образовавшийся круг проволоки) и затем окончательно вбиваем его в заготовку. На конце завитка получается точка.
Закончив всечку первого элемента приступаем к прорезанию лунки второго элемента, но начинаем прорезать её (узким резцом) со свободного конца завитка, доходя постепенно до места сопряжения с первым элементом. Я уже упоминал о том, что рисунок Тульской всечки состоит из множества элементов — завитков соединённых в единое целое. Места соединения (сопряжения) элементов должны быть выполнены так, чтобы было видно что один элемент является продолжением другого, как бы из одной полосочки завитка выходит другая, а само соединение этих элементов не было заметно. Незаметное сопряжение элементов достигается следующим образом: прорезав лунку первого элемента и вбив в неё полосочку металла у нас имеется законченная работа с первым элементом, начинаем прорезать второй элемент (как говорилось в предыдущем занятии, с конца завитка и постепенно подходим к месту сопряжения) и дойдя до места соединения элементов продолжаем прорезать дальше лунку второго элемента,примерно на расстояние 5-7мм, вплотную к вбитой полосочке, касаясь правой боковой поверхностью резца этой полосочки металла первого элемента.

Читайте также:  Детская кровать полуторка своими руками

no avatar

no avatar

Полосочки металла имеют одинаковую толщину, а для более незаметного сопряжения конец полосочки присоединяемого элемента необходимо сточить надфилем так, чтобы он имел тонкий клинообразный участок длинной 5-7 мм,

no avatar

который вставляем в прорезанную лунку вплотную к полосочке первого элемента.

no avatar

и забиваем второй элемент по ранее рассмотренной технологии.
Для более плотного и незаметного соединения полосочек между собой используют правилку, торцом которой проводят по полосочке второго элемента прижимая её к полосочке первого элемента (Секрет №7).

no avatar

Последовательно соединяя элементы рисунка продолжаем работы до тех пор, пока все элементы рисунка не будут всечены.

Часть 3. Инкрустация изделия перламутром, отделка, сборка.

Кроме украшения изделия всекаемой полосочкои металла, мастера-оружейники, исходя из фрагментов рисунка, делали, некоторые из них (листья, лепестки, цветы и так далее) из более светлой древесины (клён, берёза), перламутра или слоновой кости (которая в старину применялась чаще, чем другие материалы).
Вставка из другого материала производится по технологии инкрустации и интарсии древесины — с технологиями которых вы можете ознакомиться самостоятельно, но я расскажу вам, как я выполняю работы по изготовлению и установке вставок из перламутра.
Работу по инкрустации заготовки другими материалами я делаю так: рисунок на заготовке состоит из 4-х элементов крыльев бабочки и бутона к которому она устремлена. Накладываем на рисунок кальку и прорисовываем на ней элементы всечки в которые в последствии будут установлены вставки из перламутра (в своей работе я использую обычные речные перловицы доставая их из речки и выбирая с более плоскими внутренними поверхностями светлой и перламутровой части). Бокорезами для грубой работы делю перловицу на части соответствующие размерам вставляемых элементов (естественно эти части будут больше самих элементов). Ножницами для маникюра (с загнутыми концами) вырезаю элементы из рисунка на кальке и наклеиваю вырезанные элементы вставок на кусочки поверхности перловицы с тыльной стороны (тёмной — наружной части). Если куски перловицы велики и сильно выступают за контуры приклеенного элемента — излишки убираю осторожно откусывая их бокорезами для грубой работы,

no avatar

а затем абразивными брусками обтачиваем края перловицы до контуров на кальке.

no avatar

Внимание! Работы с перламутром необходимо производить аккуратно, не прилагая больших усилий при обтачивании, так как 1. перламутр очень хрупкий материал, 2. подвержен расслаиванию, 3. пыль от перламутра вредна для лёгких, работать желательно в респираторе.
После того как вставки готовы, беру заготовку, после отделки, и к местам будущих вставок прикладываю (последовательно) элементы из перламутра, обвожу их контуры кончиком тонкой иглы, снимаю перламутр, по очерченным линиям произвожу прорезание лунки как для всечки, а затем маленькой стамеской выбираю древесину внутри контуров — делаю гнездо вставки.

no avatar

Заполняю его на клеем ПВА и устанавливаю в него вставку. Произвожу изготовление гнезд для остальных вставок, пока не устанолю все элементы в гнёзда.
В том случае, если при установке вставки имеется зазор между вставкой и прорезанной ранее линией контура элемента, заполняею его смесью пылеобразных опилок древесины заготовки с клеем ПВА (Секрет №8). Излишки смеси после 10-15 минут высыхания убираю лезвием скальпеля.

Для придания изделию товарного вида производят его отделку: 1) шлифовку; 2) полировку; 3) покрытие восковой мастикой.
1. Шлифовка изделия производится сначала крупнозкрнистой, затем среднезернистой, а окончательно мелкозернистой или затёртой наждачной шкуркой на тканевой основе. Шлифовкой мы снимаем слой с поверхности изделия, достигая того чтобы все всечённые элементы были видны и блестели.
Толщина снимаемого слоя не должна превышать примерно 0,2 – 0,25 мм, так как если снять большую толщину, то всечённая полоска естественно уменьшиться по высоте и может достичь такой величины, что не сможет удерживаться древесиной и выскочит из неё (Секрет№9).
Операцию шлифовки можно заменить обработкой «бархатным» напильником(с очень мелкой насечкой), но снимать верхний слой с изделия также толщиной не более выше указанной, а затем произвести шлифовку затёртой шкуркой, чтобы не было на древесине следов от насечки напильника (Секрет №10).
2. Полировка производится торцом деревянной палочки (из древесины твёрдых пород) просто натирая всю поверхность изделия, либо иглой для сшивания мешков(так называемой «цыганской») — проводя по всей поверхности изделия цилиндрической её частью.
3. Заключительная операция отделки изделия — вощение. Изделие покрывается восковой мастикой при помощи щётки или байковой ткани. Мастику лучше наносить подогретую(но не горячую) на водяной бане, а в зимнее время можно ёмкость с мастикой, для разогрева, поставить на батарею отопления.
Рецепт приготовления мастики:
— 1 часть пчелиного воска (а не парафина);
— 1 часть канифоли(можно растолочь для более быстрого растворения);
— 2 части скипидара.
Все компоненты смешиваются в ёмкости и расплавляются на водяной бане. Периодически мастику помешивают деревянной палочкой и через 15 – 20 минут варки мастика становится однородной расплавленной массой — готова.
После нанесения тонкого слоя мастики(обычно я наношу её пальцами – втирая в изделие) изделие выдерживается в течении 24 часов для того, чтобы мастика впиталась в древесину. Излишки мастики удаляются шерстяной тканью, которой потом натираем изделие до блеска.
Для улучшения защитных свойств изделия от влаги и других агрессивных воздействий и экономного расходования восковой мастики — перед вощением изделие покрывается натуральной олифой и просушивается 24 часа (Секрет № 11).

Для того чтобы изделие было завершенным, необходимо установить фурнитуру и дополнительные элементы оформления. Фурнитура представляет из себя дужки и кольца изготовленные самостоятельно из нихромовой проволоки диаметром 1мм.

Дужку изготавливаю при помощи круглогубцев с тонко заточенными концами.

no avatar

Для изготовления колец: закрепляю сверло диаметром 4 мм в тисках, а на хвостовик наматываю виток к витку спираль из нихрома. Снимаю спираль с хвостовика и бокорезами для грубой работы разрезаю её на отдельные элементы — кольца.

no avatar

Сборку изделия произвожу следующим образом: в заготовке кулона, с торцевой его части сверлю отверстие диаметром 1 мм для установки дужки (сверлом может служить кусочек нихромовой проволоки 1 мм, режущий торец которого затачивается как режущая часть зубила) и по периметру изделия (в кромке) необходимое количество отверстий для установки «шариков».

no avatar

В верхнее отверстие вставляю дужку, предварительно смазав её хвостовик клеем. В отверстие дужки вставляю кольцо диаметром 4 мм и свожу концы кольца друг с другом (держа их плоскогубцами) так, чтобы не было между ними зазора.
Дополнительные элементы оформления — так называемые «шарики» — берём обычные деревянные бусины, вставляем в отверстия зубочистку и обрезаем с 2-х торцов, затем в просверленные по кромке отверстия вставляам куски нихромовой проволоки диаметром 1 мм и на неё (смазав концы клеем) насаживаем шарики.
В верхнее кольцо вставляю кожаный ремешок.

Изделие готово к реализации.

no avatar

Заключение

В заключении хотелось бы сказать следующее: при разработке мастер-класса основной моей задачей являлось — доступность материала и достижение вами при самостоятельном обучении качества — правильности сопряжения элементов, соблюдения плавных радиусов закругления завитков, спиралей и так далее, в применении материала проволоки, не поддающегося окислительному воздействию и сохраняющего свой блеск длительное время, (у меня на рабочем столе, в качестве образца, находится изделие, изготовленное в 1994 году, и до настоящего времени блеск всечённой полоски хромеля — не потускнел, единственное приходилось протирать иногда изделие от пыли).
Ищите свой стиль изготовления изделий!
Соблюдайте правила безопасной работы — берегите свои руки, пальцы, глаза, лёгкие и так далее.

no avatar

В первую очередь — сделайте себе напальчник из треугольного кусочка тонкой кожи, чтобы при длительной работе резцом опираясь на ноготь не прорезать его (Секрет 12). Об остальных условиях безопасной работы, я надеюсь, вы позаботитесь сами! Желаю всем успехов!

Источник

Делаю сам
Adblock
detector