Инструменты для каллиграфии своими руками

Своими руками

Создание ColaPen — инструмента для экспрессивной каллиграфии

Экспрессивная каллиграфия

В рамках каллиграфического марафона я столкнулась с таким заданием, как экспрессивная каллиграфия.

Это именно тот случай, когда можно похулиганить — дать волю чувствам, резким взмахам, дать брызгам лечь на бумагу так, как им хочется. В экспрессивной каллиграфии используются такие инструменты как Ruling Pen, Cola Pen, рэйсфедеры. Но сегодня мне бы хотелось поговорить о кола пен, показать процесс создания этого инструмента, ведь он доступен абсолютно любому — ничего сложного! Более того, этот инструмент дает экспрессивную, рваную линию на бумаге.

Но я решила идти против системы, использовав в качестве основного материала не банку колы, а консервную банку — она, на мой взгляд, прочнее, да и супчик из сайры полезнее колы (но это не точно).

Правда, для этого мне понадобились ножницы по металлу, но если у вас есть обычные ножницы, которые не жалко потом выбросить, то можно использовать их. ❗ Заранее хочу предупредить ❗ если тоже решитесь использовать в качестве материала для colapen консервную жесть, будьте осторожны — краешки у нее очень острые, порезаться не составит труда.

Итак, приступим к созданию инструмента. Берем крышку от консервной банки и сгибаем ее вдвое, затем маркером прорисовываем форму нашего инструмента (как показано на фотографии).

Вот, мы вырезали наше жестяное перо!

В качестве держателя можно использовать старую кисточку, заранее избавившись от самой кисточки, оставив только сам держатель, если у вас есть держатель для каллиграфического пера — здорово, я буду использовать именно его.

Ну и, конечно, скотч/изолента, куда ж без них? Плотно приматываем наш кола пен к держателю, крепко фиксируем перо.

И вот, всё готово, а теперь самое время похулиганить!

Желаю успехов, надеюсь, информация была полезной!

Источник

Гайд по современной каллиграфии для начинающих

Если вы решили заняться каллиграфией, но не представляете, с чего начать, то этот пост для вас! Я расскажу о материалах и инструментах, которые понадобятся для работы, как правильно держать перо и как отточить навыки.

Вот уже несколько лет я провожу обучающие воркшопы по каллиграфии и леттерингу, а также отвечаю на тонны вопросов в соцсетях. Со временем я поняла, что людям нужен такой пост, который бы подсказал, с чего начать занятия тем, у кого нет никакого опыта. В этой статье я обозначу несколько основных шагов, которые помогут в обучении каллиграфии.

Начните с шариковой ручки

Я уверена, что так называемая искусственная каллиграфия – современный стиль каллиграфии с привычными каждому инструментами: шариковая, гелевая ручка или даже мел – отличный способ подготовиться к каллиграфии пером. И сейчас объясню, почему:

Эта посадочная карточка написана шрифтом Amy Style в технике искусственной каллиграфии. Раньше я брала заказы и частенько делала именно такие посадочные карточки!

Искусственная каллиграфия отлично подходит для новичков, поскольку позволяет знакомиться со стилями письма, не отвлекая на освоение новых письменных принадлежностей. После пары недель успешных занятий искусственной каллиграфией можно приступить к использованию пера и чернил.

Соберите набор для занятий современной каллиграфией

Подробнее о том, какие инструменты и материалы понадобятся начинающему каллиграфу, я написала в этой статье — Набор для каллиграфии за 500 рублей.

Очистите перо

На все перья нанесено заводское защитное масло, которое предотвращает их порчу при хранении в магазине. Перед тем, как начать писать пером, масло нужно стереть. Обычно я просто втыкаю свои перья в картофелину на несколько минут.

Смыв заводское масло, вы получите ровный, непрерывный поток чернил. В противном случае вполне можно получить море клякс или же перо вообще не будет писать.

Вставьте перо в держатель для перьев

Можно писать и Speedball plastic pen с пером Nikko G, но лучше взять держатель с универсальным креплением. У универсального крепления четыре металлических лепестка с ободком. Они должны быть такими же, как на фото. Универсальный держатель, в отличие от обычного, подходит для большого количества перьев разных размеров.

Так выглядит держатель с универсальным креплением.

Но если ваш выглядит так, как на фото внизу — не переживайте! Держатели частенько продаются в таком виде. Лепестки просто нужно аккуратно выгнуть к себе. Сделать это можно, подцепив лепесток ногтем или кончиком пера.(это я пересказала что она на видео показала)

Теперь вставьте перо в держатель. Хвостовик пера должен войти прямо под разрез в кромке обода, как показано на фотографии.

Если перо закреплено верно, оно будет сидеть плотно, не покачиваясь. Вот как все должно смотреться.

Теперь вы готовы начать писать!

Правильно держите перо

Старайтесь во время письма держать ручку именно так, как на фото.

Возьмите ручку так же, как держите обычную шариковую или карандаш. Сжимайте основание большим и указательным пальцем, а средний палец отведите вниз для поддержки. Мизинцем и безымянным легонько водите по бумаге при письме.

Обмакните перо в чернила

Вне зависимости от типа пера, его нужно обмакнуть в чернила не дальше центрального отверстия. Глубже опускать перо не рекомендую, иначе вы заберете слишком много чернил, и они просто вытекут на бумагу, когда вы начнете что-то писать!

В этом есть еще один плюс: макая неглубоко, вы не запачкаете чернилами рукоятку и держатель пера. Держатель всегда должен быть чистым, иначе застывшие чернила помешают снимать и вставлять перо!

После того, как обмакнете перо, не забудьте легонько взмахнуть ручкой над водой – так вы избавитесь от лишних чернил.

А теперь — творите!

Пример листа упражнений со шрифтом Janet Style из набора прописей.

Перейдем к тому, чем письмо пером отличается от письма обычной ручкой. При каллиграфическом письме угол пера по отношению к бумаге не должен меняться. Никогда не держите перо вертикально по отношению к бумаге, лучший угол наклона – 45 градусов. Если держать перо под прямым углом, оно будет цепляться за бумагу, что не лучшим образом скажется на потоке чернил.

Читайте также:  Дорожное полотно для детей своими руками

Распространенные проблемы и их решения

В процессе обучения людей каллиграфии на воркшопах мне повезло узнать об основных проблемах, с которыми сталкиваются многие начинающие, из первых уст. Вот список проблем и их решений.

Что же делать дальше?

Обязательно помните: в каллиграфии, как и во многом другом, практика – главный инструмент совершенствования! Каждый с чего-то начинал, и моя первая работа выглядела так:

Эту работу я создала в 2012 году, когда еще понятия не имела ни об искусственной каллиграфии, ни о том, как вообще правильно писать пером..

Как видите, с тех пор мои навыки значительно выросли! Я продолжаю совершенствоваться и вам желаю того же!!

Лучший совет для начинающих – наслаждайтесь процессом! Да, надо постоянно практиковаться, выполнять упражнения, но не забывайте, что каллиграфия должна быть в радость.

Как только вы начнете разбираться в письме пером, берите свадебные заказы. Пробуйте себя в мэйл-арте, а также проектах, ориентированных на каллиграфию (например, открытки ко Дню Рождения), и/или создавайте посадочные карточки для любого мероприятия, где они могут пригодиться! Если практика будет приносить вам удовольствие, вы станете оттачивать свои навыки с энтузиазмом!

Надеюсь, пост вам понравился и чем-нибудь да помог. Пишите ваши вопросы в комментарии.

Источник

Обзор 15 основных инструментов для создания каллиграфии

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal — barbariskina.

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов — своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее — получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись — все равно копать и копать))

Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом — смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность — ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам — это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше — с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила — обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное — соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство — не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера — 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха — тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы — дешево и не жалко, минусы — чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно — можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии — заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать — ближе к последнему скорее всего.

С перьями — вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах — выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами — HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции — синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты — брашпены) Первое, чем я пробовала писать — это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) — уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) — очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня — наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается — вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще — Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала — Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти — Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе — подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство — наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник — кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно — уже разведенную акварель, можно — чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма — просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести — ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений — очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво — не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Источник

Материалы и инструменты, необходимые для каллиграфии

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

В то время, когда текстовый редактор на компьютере предлагает десятки различных шрифтов, и несколько страниц можно отпечатать за несколько минут, искусство каллиграфии снова входит в моду. Огромное количество людей хочет научиться писать каллиграфическим почерком. Возможно, эта мода обусловлена тем, что современный человек редко пишет от руки, а те, кто делает это красиво – уникальны. Но, скорее всего, мода на ручное творчество включает и каллиграфию, как одно из ярких своих проявлений.

Что такое каллиграфия?

Термин этот имеет древнегреческие корни и обозначает искусство красивого письма. И у этого искусства есть довольно строгие правила. Учиться такому мастерству нужно с глубоким погружением в тему. Каллиграфии учатся, что называется, для себя, для работы (хорошие каллиграфы востребованы на рынке услуг), для смежной деятельности (если человек работает дизайнером, то умение красивого письма будет полезным).

Чтобы пользоваться умением, нужно учиться каллиграфии, вооружившись правильными инструментами и материалами.

Каждый новичок приобретает набор для каллиграфии, который поможет ему научиться красивому письму. Перьевая каллиграфия – это использование разных перьев. Остроконечное перо подразумевает владение перьевой ручкой. Понадобится и хорошая бумага, и много различных тренажеров, в процессе работы с которыми, к человеку и придет мастерство.

Инструменты

Перья, держатели, чернила

Правильный порядок обучения каллиграфии – освоение самого простого инструмента, прописи, после чего можно идти в направлении работ возрастающей сложности. Затем уже каллиграфы анализируют труды специалистов, пытаются повторить и только после этого делают свои авторские серьезные работы.

Базовый инструмент, с которого начинается каллиграфический курс – ширококонечное перо. Его используют для классических видов письма, например, итальянского курсива, готики, а также минускула.

Освоение начинается чаще всего именно с готики.

Широкие перья с тушедержателем – прекрасный старт. Тушедержателем называется зафиксированная на инструменте пластинка. Тушь нужно брать простую («Кохинор» либо «Гамму»), белила чаще всего гуашевые.

Если после практики с ширококонечным пером желание продолжать сохранилось, то можно купить автоматическую ручку, но стоит она дороже. Вложения имеют место быть, если человек точно будет продолжать работу в этом направлении. Авторучка заправляется – перо в тушь макать не требуется.

Начинающим имеет смысл брать ручки, в которых большой контраст штриха. Картриджи обычно покупаются отдельно. Но если человек решит заправить авторучку простыми чернилами на воде, то это вполне допустимо.

Кисти

Когда буквы начнут выходить уверенно, можно воспользоваться кистями. Плоские письма, безусловно, далеко не легки в применении: послушности перьев в них нет, но они пластичнее последних. Своеобразной заменой кистям могут быть плоские укороченные перья, но не всегда их просто найти в продаже.

Вместо кистей и перьев, можно взять все, что может писать: заточенные палочки, зубочистки, пластиковые карточки, поролоновые спонжи (для крупных форматов).

Но в первом наборе каллиграфа может и не быть кистей – этот инструмент означает продвинутый уровень.

Брашпены

Это самый популярный инструмент для начинающих. Маркерами начинают писать, так как ими это делать привычнее: не так сложно, нет дрожания рук и желания все бросить.

Три часто используемых брашпена:

Наконечники брашпенов можно чуть выдвигать, а если он истреплется (что случается довольно быстро), его стоит вытащить и перевернуть.

Ручки-кисти – одни из самых удобных в использовании, и это новичкам нравится. Они хоть и недешевые, но их наконечник не цельный, в виде кисточки, поэтому изнашивается не быстро, а в работе довольно легок.

Пенал

Каллиграфы трепетно относятся к инструментам, которые используют. Обычно они заводят рабочий пенал, куда попадают лучшие перья и кисти, а также картриджи, ластики, линейки. Но можно купить и готовый набор, где все уже подобрано производителем.

Почти все каллиграфы говорят, что лучшие в мире инструменты выпускаются в Японии. Однако не все японские инструменты так хороши, как об этом говорят. Например, конкретно острые перья традиционно раскупаются в Англии и Германии, да и многие российские товары хороши. Исходя из этой логики, лучше свой пенал собрать самому.

Рассмотрим, например, китайский набор для каллиграфии:

Однако китайским комплектом часто называются не те средства, что производятся в Китае и продаются на недорогих популярных сайтах, а наборы для китайской каллиграфии. И это правильная версия.

Китайская каллиграфия – это искусство, образованное более 2 тыс. лет назад. Она насчитывает несколько стилей. В набор для каллиграфического китайского письма входят кисти, тушь, бумага и чернильный камень. Палочки чернил об него обычно стирали – так получался нужный материал.

Если человеку неинтересно часами сидеть над иероглифами, то ему не пригодится набор для китайской каллиграфии. Например, нередко начинающие приобретают набор «Манускрипт Леонард», в котором имеется 5 штук перьев, два держателя, коробочка. Набор «Сонет» значительно проще и дешевле, но в нем только 5 перьев и один деревянный держатель. «Манускрипт» выпускает разные наборы: от бюджетных до дорогостоящих. Выбор зависит от количества и качества предметов в наборе, а также тех каллиграфический стилей, в которых человек решил преуспеть.

Бумага

Выбор бумаги также сопоставим с целью. Только определив назначение, нужно обращать внимание на плотность, качество поверхности, имеющуюся защиту и другие показатели.

Ниже представлены требования к бумаге.

Очень спасают современного каллиграфа магазины, где продается дизайнерская бумага. Это лучший выбор, если интересно попробовать каллиграфию на разных структурах.

Основное требование – необходимая плотность материала и достаточное присутствие в нем хлопка.

Если же человек собирается создавать винтажные приглашения, то потребуется бумага с так называемым живым краем. Эта бумага изготавливается вручную. Как правило, писать на ней – особое наслаждение для каллиграфа.

Категорически не подойдут следующие варианты:

Образцы шрифтов

Если у начинающего есть набор инструментов и бумага, то это уже прекрасно, но хорошо бы добавить в арсенал новичка и образцы шрифтов. Шикарно, если приобрести книгу Art of Calligrapy – это просто «Библия» для того, кто изучает каллиграфию. Автор в ней разбирает буквально каждую букву. Книгу на английском языке можно даже скачать: интуитивно даже без знания языка в ней реально разобраться.

Если книги нет, можно учиться и на копировании. Но если человек копирует чью-то работу, то нужно соблюдать этические принципы: указывать автора оригинала. Со временем начинающий набьет руку и выработает свой стиль.

Каллиграфия – это целый мир. Если человеку в нем понравится, то перья, маркеры, кисти, тушь, держатели и бумага будут для него, как сокровища. Это может остаться на уровне хобби или же превратиться в собственный бизнес.

Также это является прекрасной зарядкой для ума и разрядкой для нервной системы – мозг работает, а сам человек расслабляется и успокаивается. Отлично тренируется терпение.

О том, какие инструмены необходимы начинающему каллиграфисту, смотрите в следующем видео.

Источник

Оцените статью
Как сделать своими руками
Добавить комментарий