Как сделать памятку по русскому языку

Как сделать

Памятки для уроков русского языка
материал по русскому языку (3, 4 класс)

Данный справочный материал может быть использован для работы на уроках и дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в корне слова

2. В конце слова слышу парный звук или с середине слова перед глухой согласной.

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

5. Выделю корень в словах

6. Сравню написание корней

7. Графически обозначаю орфограмму.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Алгоритм для проверки непроизносимого согласного звука

2. Проверь, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.

3. Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится чётко и ясно.

5. Проверь написание и обозначь орфограмму.

Звёз д ный – звез д а, звёз д очка

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб буквы В, Д, Л и Т в них верно записать.

Виды предложений по цели высказывания :

Например: Мама пришла.

Например: Вымой руки.

Например: Кто разбил чашку?

Виды предложений по интонации :

Виды предложений по наличию второстепенных членов :

распространённые (имеют в своём составе второстепенные члены предложения).

нераспространённые (состоят только из главных членов предложения)

Главные члены предложения :

Подлежащее – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? или что?

Девочка рисует красками.

Второстепенные члены предложения :

Дополнение – отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?, поясняет сказуемое или второстепенные члены предложения.

Алгоритм разбора предложения.

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).

3.Определить простое предложение или сложное, для этого найти грамматическую основу предложения. Если одна, то предложение простое, если две и более – сложное.

4.Определить вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое и нераспространённое).

Примечание: Если в предложении имеются однородные члены предложения, указать на это так: предложение с однородными… (подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами предложения).

Однородные члены предложения

1. Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

3. Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И).

Например : Мы пойдём пешком или поедем на машине.

Если стоят однородные члены,

Если же вдруг появился союз,

То запятая тогда лишний груз! Ο и Ο

Если союз к нам пришёл не один,

Ставь запятую ты перед вторым! и Ο, и Ο

А перед союзами а и но

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Словосочетание – сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Источник

Памятки по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме

В начальных классах младшим школьникам на уроках очень хорошо помогают индивидуальные памятки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В русском языке – 33 буквы

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Ч У – Щ У – пиши с буквой У

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

4. Определи предложение по интонации :

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Читайте также:  Как в ворде сделать ячейки одинакового размера

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы : что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

О, Е – соединительные гласные.

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

к письму по памяти

Как подготовиться к изложению

После того как напишешь изложение, не

забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

Как составить текст-описание

Как составить текст-рассуждение

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

звуко-буквенного разбора слова

Порядок разбора слова по составу

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

Образец письменного разбора

Порядок разбора имени

Солнце освещает землю.

Как определить падеж существительного

Над озером кружились чайки.

Как определить склонение

(в именительном падеже)

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

Цветёт алая гвоздика.

Как определить падеж имени прилагательного

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);

за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)

Порядок разбора глагола

Дует лёгкий ветерок.

3-м лице, в единственном числе.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

I спряжение II спряжение

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть : смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать : слышать, дышать, держать, гнать.

[ з’ ] – звонкий, мягкий, обозначен буквой с ; мягкость звука обозначена буквой ь.

[ б ] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой б.

В слове просьба – 6 звуков, 7 букв. Буква ь звука не обозначает

Источник

Разработка «Памятки по русскому языку» для уроков работы над ошибками

Разработка данной идеи позволит облегчить работу на уроке, выработать орфографическую и пунктуационную грамотность, систематизировать орфограммы и пунктуационные правила, научиться объяснять и исправлять допущенные ошибки в письменных работах.

Обучение русскому языку в школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутье, способствовать анализу языковых явлений, умения наблюдать факты речи.

Обратимся к возрастной группе пятиклассников (9-11 лет). Основной этап обучения орфографии начинается с повторения того материала, которым овладели учащиеся на начальном этапе (1-4 классы). Ученики, пришедшие в 5-й класс, уже знакомы с основными правилами обозначения звуков буквами на письме, с правилами раздельного написания знаменательных и служебных слов, с основными правилами употребления прописной буквы и с общими правилами переноса. Одним словом, о русской орфографии пятиклассники имеют первоначальное представление, на основе чего у них сформировались навыки правописания.

Но для учащихся этой возрастной группы характерна сформированность неустойчивых навыков правописания. Объясняется это не только тем, что происходит адаптация классного коллектива к новым условиям обучения, но и некоторыми специфическими особенностями. Для начального этапа обучения (1-4 классы) орфографии характерен практический уклон. Система упражнений помогает учащимся осознать способ орфографического действия в его самом общем виде.

Важнейшим умением, которое формируется в период перехода в среднее звено, является умение обнаруживать орфограммы.

Работа начинается с того, что учащиеся, анализируя слова с одной орфограммой, получают представление о написаниях, определяемых произношением и не определяемых им. Например, в слове стопа написание трех букв (с,т,п) определяется произношением: в этом слове никаких других букв, кроме данных, написать нельзя. Что же касается безударного звука [о], то по правилам графики можно написать как букву а, так и букву о. Это сомнительное написание и есть орфограмма. Какую из возможных букв правильно употребить, диктует правило: в проверочных словах с тем же корнем (стопы, стопочки) пишется буква о; значит, по законам русского правописания безударный звук передается той же буквой – стопа.

Аналогичное рассуждение проводится и при аргументации обозначения на письме согласных звуков.

Далее развиваются способности учащихся обнаруживать орфограммы, соотнося их сразу же с конкретными морфемами (правила сформулированы применительно к определенной морфеме).

Анализ допущенных ошибок сразу учащиеся самостоятельно выполнить не в состоянии, их надо обучать, и потому запись оформляется параллельно на доске и в тетрадях под контролем учителя.

Читайте также:  Как сделать внутреннюю оптимизацию сайта самостоятельно

Учитель вслух комментирует условие выбора орфограммы, в которой допущена ошибка, т.е. графически обозначает орфограмму и условие, при котором орфограмма отработана.

Трудности выполнения учащимися анализа письменной работы связаны с рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

Прививая навыки научного орфографического анализа и постепенного внедрения пунктуационного анализа слов и синтаксических единиц, учитель может облегчить работу учащимся, предложив им “Памятку по русскому языку”.

“Памятка по русскому языку” включает в себя первоначальный набор изученных орфограмм. После изучения новых тем необходимо пополнять данную “Памятку”, показывая принцип графического обозначения и проверки предполагаемой ошибки.

Каждая орфограмма именована, предлагается порядок работы с данной орфограммой и прописано графическое обозначение правила. После указаний дается пример отработки ошибки на данную орфограмму. К недавно изученным орфограммам прилагается формулировка правила на данную орфограмму с целью облегчить поиски правильного написания и укрепить недавно изученное правило.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Раздели слово на слоги для переноса.

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

Алфав`ит, `азбука, портф`ель

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Лодка отплыла от берега

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

Все глаголы НЕ на – ИТЬ

+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все глаголы на – ИТЬ

+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

Личные окончания глаголов

Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов наТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Слава нашей Родине ! Слава труду !

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

Ребята, берегите учебники! О,

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Источник

Памятки по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Данные памятки помогут ребятам в овладении учебной программы

Читайте также:  Воблеры на форель своими руками

Скачать:

Предварительный просмотр:

Гласные звуки: Гласные буквы:

Парные звонкие : б, в, г, д, ж, з

глухие: п, ф, к, т, ш, с

непарные звонкие: л, м, н, р

Всегда твердые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: ч, щ, й

Ь и Ъ – звуков не обозначают

Твёрдый согласный звук

Мягкий согласный звук

1. Если после согласного звука стоят:

2. Если согласный стоит на конце слова: НО С

3. Если согласный стоит после согласного: С Т ОЛ

4. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц

Ш ИЛО, ЛО Ж КА, Ц ИРКУЛЬ

1. Если после согласного звука стоят:

М Е Б Е Л Ь, М Я Ч И К

2. Если после согласного звука стоит: Ь знак

ДЕРЕ В Ь Я, ЛИС Т Ь Я

3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

м.р., с.р.

ж.р.

ь

ь

Изменяемая часть, которая находится на конце слова

снег

Приставки

Суффиксы

Часть слова без окончания

Машин а

3. Корень

цветочек

у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около

в, на, за, под, перед, про, сквозь, через

с, за, над, под, перед, между

МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ

1. Пишется в конце и в середине

2. Пишется после и перед

согласными: дяден ь ка

3. показывает мягкость впереди

стоящего согласного звука:

1. Пишется в середине слова:

2. Пишется после согласных и

перед гласными: и, е, ё, ю, я

плат ь е, дерев ь я

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с гласным:

в ь юга, сем ь я, кол ь я

1. Пишется после приставок

под ъ езд, в ъ ехал

2. Пишется после согласных и

перед гласными: е, ё, ю, я

об ъ яснить, под ъ ём

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с гласным:

с ъ ездил, об ъ явление

ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

Р У – ЧЬ И В А Н – Н А

Л Е Й – К А А К А – Ц ИЯ

НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

К О НЬ, М О СТ, О С Ё Л, Я М А

наст. время (что делает?)

прош. время (что делал?)

буд. время (что сделает?)

поиграет, будет играть

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Г О РА – Г О РЫ, ТР А ВА – ТР А ВЫ, Р Я ДЫ – Р Я Д

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Ты сомнительный согласный

Чтобы узнать какой суффикс написать,

Нужно слово изменить и проверить гласную.

Если гласный «убегает»,

Нужно – ЕК писать всегда.

ЗАМОЧ ЕК – ЗАМОЧ К А

КЛЮЧ ИК – КЛЮЧ ИК И

Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т,

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.

РАДО СТ НЫЙ – РАДОС Т Ь,

ЗВЁЗ Д НЫЙ – ЗВЕЗ Д А,

СО Л НЦЕ – СО Л НЕЧНЫЙ.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Мужской род Средний род

лесн ой син ий лесн ое син ее

лесн ой син его лесн ое син ее

о лесн ом о син ем

о лесн ой о син ей

о лесн ых о син их

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так : в о лна – волны, вых о дил – ходит.

Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так : р е бята, р е бята, р е бята.

6.Парные звонкие и глухие согласные ( ПАР.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни

парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так : гру пп а, а лл ея, утре нн ий.

согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так : звёз д ный – звез д а, звёз д очка.

Делай так : приморская

11. Правописание приставок ( П.П. ) – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши.

ещё два слова с такой же приставкой.

Делай так : полетели, побежали, потянули.

12. Правописание предлогов ( П.ПР. ) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог

со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Напиши ещё два слова с таким же предлогом.

Делай так : к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так : в ъ е хал, с ъ е зд, об ъ я вление.

существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего.

Напиши ещё два слова на это правило.

ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р

Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово.

Делай так : Седые туманы плывут к облакам.

однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах.

Главные и второстепенные члены предложения.

Источник

Оцените статью
Как сделать своими руками
Добавить комментарий