Как сделать панораму в 3ds max

Как сделать

360 панорама в 3ds Max урок

Давно известно насколько важна визуализация и ее роль в донесении дизайна до конечного потребителя с помощью наглядных фотореалистичных изображений. Как легко и просто налаживается понимание у клиента и дизайнера без необходимости вдаваться в чертежи, планы, условные эскизы, развертки. Но что если просто серии статических изображений недостаточно? Что если заказчику хочется большего ощущения присутствия и объема, чем растровые 2d изображения, а делать анимацию непрактично из-за существенных временных и вычислительных затрат? Ответом на этот не риторический и вполне актуальный вопрос является псевдотрехмерное представление 2d изображения с помощью технологии интерактивной 3d панорамы. Такое представление позволит увидеть трехмерную картину визуализации с помощью виртуальной камеры, вращая ее и наблюдая за любой точкой вокруг на все 360 градусов, а также имея возможность приближения и отдаления.

Пример интерактивной 360° панорамы

Нажмите на изображение и, удерживая левую кнопку мыши, вращайте его в любом направлении.

Кубическая проекция

По сути, при первом рассмотрении, интерактивная панорама представляет из себя трехмерный куб, на каждую сторону которого натянута соответствующая текстура со специфическим искажением (проекции сферы на куб), а внутри этого куба и находится виртуальная камера из которой наблюдается панорама.

Весь процесс создания такой 3d панорамы состоит в том, чтобы изготовить эти сопрягающиеся картинки-текстуры. После чего «склеить» их в изображение специального формата, так называемую кубическую проекцию.

Когда кубическая проекция готова, нужно с помощью специализированной программы натянуть ее на 3d-куб, превратив в интерактивную панораму.

Сферические 3d панорамы уже давно используются в современной фотографии. Теоретически самый тривиальный путь создания такой панорамы это фотографирование окружающей среды из одной точки (нодальная точка) в шести направлениях: фронт, тыл, право, лево, низ, верх. После чего полученные изображения склеиваются в кубическую проекцию и конвертируются в интерактивную 3d панораму. Однако, на практике получить хорошо сопрягающиеся шесть снимков практически невозможно, и тем более, если это снимки с необходимыми искажениями (проекция сферы на куб), что оставляет такой способ только в теории.

На практике, для создания интерактивных панорам более предпочтительными являются иные методы. А именно те, которые позволяют получить прямоугольную развертку изображения, спроецированного на сферу, так называемую эквидистантную (еще называют равноугольной) проекцию. Самый простой пример эквидистантной проекции это картографическая проекция, которая позволяет нанести на прямоугольную карту мира изображение сферы планеты Земля, как бы разворачивая ее круглую поверхность на прямоугольный лист бумаги.

Эквидистантная проекция

Существует несколько методов получения эквидистантной проекции.

Например, фотографируют окружающую среду вокруг точки обзора серией снимков, охватывающих все 360 градусов пространства.

После чего, с помощью специального ПО и ручной ретуши в растровом редакторе сшивают полученные снимки в эквидистантную проекцию.

Или же, получают развертку сферы, фотографируя окружающую среду специальным объективом, так называемым рыбьим глазом (фишай), имеющим угол обзора почти в 180 градусов, что эквивалентно проекции полусферы окружающей среды на плоскость. После чего делают серию снимков (два и более), получая изображение охватывающее 360 градусов.

Либо, фотографируют зеркальную сферу широкоугольным объективом (объективом с большим углом обзора) получая аналогичные снимки полусфер в 180 градусов. После чего, как и в первом случае, с помощью специализированного ПО сшивают эти изображения, получая всю ту же развертку сферы.

Когда развертка сферы, та самая эквидистантная проекция получена, то ее конвертируют непосредственно в кубическую проекцию для последующего натяжения на куб виртуальной 3d панорамы.

Итак, для создания интерактивной панорамы необходимо получить кубическую проекцию и натянуть ее на куб виртуальной 3d панорамы.

По аналогии с реальной фотографией, теоретически это можно сделать и в 3d графике, просто отрендерив фронт, право, тыл, лево, верх и низ относительно выбранной точки, охватив таким образом все 360 градусов обзора. Сшить из полученных рендеров кубическую проекцию и конвертировать ее в виртуальную панораму.

Во-первых, для его реализации нужно устанавливать шесть камер (или анимировать одну камеру), идеально точно их позиционировать в шести разных направлениях и делать шесть визуализаций.

Во-вторых, у полученных таким образом визуализаций будет наблюдается неидеальное сопряжение на швах при сшивании их в кубическую проекцию.

Это обусловлено спецификой работы рендер-программы, а именно случайностью получаемого результата. В частности, так работают адаптивные рендер-движки, основанных на теории Quasi-Monte Carlo, которая базируются на принципах выборок наиболее существенных для общего результата значений и отсечении менее важных (принцип Buffon’s Needle).

Разумеется, полученные таким образом результаты вычислений будут иметь значительную долю случайности, что и приведет к неоднородности и сложной сопрягаемости изображений. Разумеется, как выход, можно просто завысить настройки рендер-программы, отвечающие за качество визуализации, чтобы увеличить однородность получаемых изображений, но от этого неизбежно существенно возрастет и время вычислений.

В-третьих, как правило, главной ошибкой является то, что в этом случае полученные визуализации не будут, как говорилось ранее, проекциями сферы на куб, а будут просто плоскими снимками окружающей среды из шести разных камер. В следствии чего, в созданной таким образом панораме будет заметна квадратность, так как отчетливо будут различимы грани виртуального куба. Даже в случае установки угла обзора камеры в 90 градусов, данный способ не является удобным.

Читайте также:  Бубен кожаный своими руками

К сожалению, даже этот способ неудобен ввиду необходимости преобразования Vertical Cross карты с помощью растрового редактора в необходимую кубическую проекцию, которая имеет вид Horizontal Cross.

Учитывая сказанное выше, более рациональным и вполне правильным как и для фото так и для 3d графики является способ создания интерактивной панорамы с помощью эквидистантной проекции.

Рендеринг эквидистантной проекции

Далее, процесс создания виртуальной панорамы будет описан на примере 3d редактора 3ds Max 2008 и рендер-движка V-Ray 1.5 SP1 с описанием некоторых особенностей использования именно этого программного обеспечения. Однако, все описанные принципы абсолютно справедливы и для любого другого 3d ПО, имеющего возможность производить рендер из сферической камеры с углом обзора в 360 градусов. Поэтому, если необходимо создать панораму, пользуясь альтернативным пакетом 3d моделирования или рендер-движком, то следует просто опустить конкретные особенности связки 3ds Max + V-Ray и смело применять указанную технику создания интерактивной панорамы в любом другом аналогичном программном обеспечении.

Для создания эквидистантной проекции трехмерной сцены в 3ds Max + V-Ray 1.5 SP1 необходимо визуализировать ее из заданной точки камерой с углом обзора равным 360 градусов.

К сожалению пользователей V-Ray ниже версии 1.5 SP5, специализированная VRayPhysicalCamera V-Ray рендерера не поддерживает угол обзора в 360 градусов и не имеет режима сферической камеры. Чтобы получить эквидистантную проекцию, следует использовать только стандартную 3ds Max камеру. Если сцена изначально настроена для работы с VRayPhysicalCamera, то для перехода на стандартную 3ds max камеру, сцену следует перенастроить с помощью нескольких несложных приемов. Подробно о переходе с VRayPhysicalCamera на стандартную 3ds Max камеру можно узнать из урока Замена VRayPhysicalCamera стандартной.

3ds Max камера имеет встроенную регулировку угла обзора, но она не является сферической и максимальный угол обзора, который возможно там установить, равен 175 градусов.

Для обхода этого ограничения V-Ray рендерер имеет специальный инструмент, расширяющий возможности стандартной камеры. Все изменения, сделанные с помощью этого инструмента не отображаются во вьюпорте 3ds Max и будут видны непосредственно на визуализации.

Для доступа к этому инструменту в закладке V-Ray диалогового окна Render Scene: (F10) следует найти раскрывающейся свиток V-Rray: Camera. В нем, в разделе Camera type в выпадающем списке Type выбрать тип камеры Spherical. Таким образом, 3ds Max камера станет сферической. После чего необходимо активировать функцию Override FOV, установив напротив нее галочку для подмены угла обзора и установить в, теперь уже активном, поле FOV необходимое значение подмены угла обзора в 360 градусов.

Особенностью эквидистантной проекции является фиксированное соотношение сторон два к одному.

Чтобы получить корректное изображение проекции следует установить соотношение сторон 2:1 для финальной визуализации. Для этого необходимо перейти к закладке Common диалогового окна Render Scene: (F10) и в разделе Output Size выставить значение параметра Image Aspect равным 2. Также следует нажать на иконку в виде замка, чтобы при задании значения одной из сторон визуализации, разрешение второй подбиралось автоматически и сохраняло нужные пропорции между шириной и длиной картинки.

Когда все вышеуказанные настройки произведены, можно смело приступать непосредственно к визуализации, результатом которой и будет заветная эквидистантная проекция.

Сохранять полученную визуализацию следует в стандартные растровые форматы, такие как jpg, png и т.д. Если, например, необходима постобработка, то, разумеется, можно сохранять визуализацию в любой удобный формат, hdr, exr и т.д. Однако, когда все необходимые изменения внесены, следует конвертировать или пересохранить нужное изображение в стандартный растровый формат.

Оживление панорамы

Теперь, получив в распоряжение изображение эквидистантной проекции в стандартном растровом формате, необходимо приступить непосредственно к созданию интерактивной 3d панорамы путем конвертации эквидистантной проекции в кубическую и натягиванию ее на виртуальный 3d куб интерактивной панорамы.

Существует несколько специализированных программ для этих целей, в частности Pano2QTVR. Главной положительной особенностью данной программы является то, что конвертация эквидистантной проекции в кубическую и натяжке ее на виртуальный 3d куб интерактивной панорамы происходит автоматически, незаметно для пользователя, избавляя его от необходимости предварительного преобразования эквидистантной проекции в кубическую.

Скачать данную программу и приобрести на нее лицензию можно непосредственно на сайте разработчика:

Кроме того, там же имеется демо-версия, отличающаяся от полнофункциональной наличием только QuickTime формата.

После запуска Pano2QTVR автоматически откроется вкладка Start и предложит создать новый проект, либо открыть уже существующий.

Для создания нового проекта необходимо кликнуть на большую горизонтальную кнопку Create a new Project и указать в открывшемся диалоговом окне имя и путь для нового проекта.

После этого откроется вкладка Project, где следует указать путь к эквидистантной проекции, нажав на кнопку с троеточием напротив поля Equirectangular image и выбрав на диске нужное изображение, а именно полученную ранее сферическую визуализацию.

Читайте также:  Как сделать смертельную ловушку в майнкрафте

Затем внизу, в списке Output format выбрать необходимый формат будущей панорамы.

Если панораму необходимо презентовать на экране монитора, то отличным выбором будет квиктайм видеофайл с расширением mov. Для его выбора в выпадающем списке Output format следует указать значение QuickTime.

При необходимости опубликовать панораму на страничке веб-сайта, прекрасно подойдет флеш файл с расширением swf. Для его выбора в выпадающем списке Output format следует указать значение Flash.

Когда выбран файл эквидистантной проекции, указан формат будущей панорамы, последнее что необходимо сделать, это нажать на кнопку Create, находящуюся рядом с выпадающим списком Output format для запуска процесса создания панорамы.

По нажатию кнопки Create временно откроется вкладка Console, где можно пронаблюдать логи процесса конвертации и после его завершения программа опять вернется во вкладку Project.

Теперь панорама готова и находится в указанной ранее папке с проектом.

Если возникнет необходимость изменить установленные по умолчанию настройки панорамы, такие как разрешение окна обзора панорамы, величина компрессии и т.д., то их можно изменить воспользовавшись функциями расположенными во вкладке Settings.

Интерактивная панорама хорошая вещь. Не стоит ее рассматривать только лишь как финальный продукт для заказчика. Ее особая прелесть в том, что при черновом варианте визуализации нет необходимости возится с разными ракурсами камер, пытаясь охватить все элементы окружения для проверки ошибок и соответствий техническому заданию. Панорама это прекрасное средство синхронизации для утверждения рендера и выбора ракурсов финальной визуализации. Она полностью избавляет от необходимости создавать множество кадров сцены на стадии превью, что займет уйму времени не только на настройку сцены, но и на собственно вычислительный процесс большого количества изображений.

Всем быстрых рендеров и красивых панорам! 🙂

Вопросы и отзывы по поводу этого урока оставляйте в комментариях. Обязательно поможем.

Источник

Сферическая панорама в 3D Studio MAX

Часто появляется необходимость продемонстрировать 3D модель какого-нибудь интерьера, это особенно актуально для дизайнеров. Показывать модель из графического редактора не удобно, а обычные фотографии не дают полное представление о пространстве. Лучший способ продемонстрировать помещение — сферическая панорама, как ее сделать мы уже рассматривали, но как получить панораму на 360 градусов из 3D модели интерьера?

Программа Autodesk 3ds Max позволяет вывести изображение 3D сцены с углами обзора 360 на 180 градусов, причем даже стандартными инструментами. Первым делом установим стандартную камеру, выбрав наиболее выгодную точку обзора. Высоту расположения камеры сделаем примерно на уровне глаз, а направление камеры обязательно должно быть параллельно полу, если этого не учесть, то наша будущая 3D панорама будет с заваленным горизонтом и при просмотре сложится ощущение того, что в комнате кривые полы.

Когда камера установлена, переходим на вкладку «Utilities» и жмем «More…»:

В появившемся списке плагинов выбираем «PanoramaExporter», затем «Ok»:

после чего появится панель плагина «PanoramaExporter», где жмем «Render»:

Переходим в окно «Render setup dialog», здесь нужно выбрать разрешение эквидистантной проекции в соотношении 2:1 и камеру, которую мы устанавливали в самом начале:

Теперь все готово, жмем «Render» и ждем. Когда просчет будет окончен, изображение откроется в Panorama Exporter Viewer», здесь можно просмотреть сферическую панораму и сохранить ее «File > Export > ExportSphere»:

Полученное изображение уже знакомо нам, это эквидистантная проекция сферической панорамы, которую мы получали, склеивая фотографии в программе PTGui:

Теперь остается лишь преобразовать проекцию в сферический вид, так сказать, сделать 3D панораму, например, в программе Pano2VR. Сферическая панорама готова для просмотра.

Если есть несколько панорам, например, дома или квартиры, то можно объединить их точками перехода, чтобы можно было перемещать из одной панорамы в другую, совершая виртуальную экскурсию.

Источник

Как сделать панораму в 3ds max

Всем привет, сразу хочу отметить, что данный урок рассчитан на широкую аудиторию в том числе и новичков, поэтому я постарался подавать материал подробно и последовательно. Я уже давно интересуюсь темой VR и однажды наткнулся на занятный ролик известной венгерской студии визуализации Brick Visual:

Ролик показывает, как при помощи специального приложения на смартфоне и очков виртуальной реальности дизайнеры могли бы презентовать свои проекты потенциальным заказчикам с полным так сказать погружением. Насколько я знаю, приложения такого до сих пор не существует, однако есть вполне адекватный аналог c неплохим функционалом – TheViewer.co. Нашел я его как-то раз совершенно неожиданно, забив в яндексе словосочетание Corona VR. Перейдя по ссылке, я оказался на сайте TheConstruct.co, который предлагает несколько программных решений для презентации своих проектов. Больше всего меня заинтересовал сервис The Viewer, так как он позволяет абсолютно бесплатно (не более трех проектов) и без особого труда создавать виртуальные туры 360 градусов одновременно с возможностью просмотра их в очках VR. А именно специальных шлемах VR, рассчитанных на использование со смартфоном, имеющим на борту гироскоп и экран с 2к разрешением. На мой взгляд, такие решения незаменимы в области презентаций проектов архитектуры и интерьеров т.к. отличаются своей мобильностью в отличие от тех же Oculus Rift и HTC Vive. Лично я тестировал данное приложение на телефоне Samsung galaxy s6 в связке с очками Gear VR (совместного производства Samsung и Oculus).

Читайте также:  Как в экселе сделать автозаполнение номера

На сколько актуальна сегодня тема презентации проектов в VR судить не возьмусь, но ясно, что в будущем данная технология будет иметь самое широкое распространение в том числе и в визуализации проектов чего бы то ни было. Впрочем, обо всем по порядку. Как же подготовить сам контент для презентации его в очках VR?

Можно интерактивно изучить каждую сцену управляя обзором мышкой. В основном тут представлены панорамы снятые на камеру 360 градусов. Однако мы далее будем говорить о панорамах созданных в 3DSMax в связке с рендером V-Ray или Corona.

Способ для Corona Render:

Допустим у вас есть готовый проект комнаты.

1 Размещаем камеру по центру комнаты примерно на уровне глаз человека среднего роста.

2 Применяем к нашей камере модификатор corona camera mod и ставим галочку projection type override – spherical.

3 Заходим в настройки рендера и делаем чтобы соотношение сторон будущего изображения было 2:1 и имело разрешение от 4000х2000 пкс. до 10000х5000 пкс. в зависимости от требуемого качества финальной картинки. Произведя данные настройки нажимаем кнопку render и получаем нашу панораму (развертку интерьера). Следует отметить, что эта панорама будет воспроизводиться в очках VR, но не будет обладать стерео эффектом. Для этого в corona camera mod нужно поставить галочку Virtual reality mod stereo. Финальная картинка должна иметь соотношение сторон 1:1 (от 4000 пкс.) так как изображения с каждого глаза в Corona размещаются друг под другом.

Допустим у вас есть готовый проект комнаты.

1 Размещаем камеру по центру комнаты примерно на уровне глаз человека среднего роста.

2 Заходим в настройки рендера и настраиваем камеру.

При этом соотношение сторон будущего изображения должно быть 2:1 и иметь разрешение от 4000х2000 пкс. до 10000х5000 пкс. в зависимости от требуемого качества финальной картинки. Произведя данные настройки нажимаем кнопку render и получаем нашу панораму (развертку интерьера). Следует отметить, что эта панорама будет воспроизводиться в очках VR, но не будет обладать стерео эффектом. Для этого нам следует отрендерить изображение под каждый глаз в отдельности. В VRay есть помощник для этого: helpers-VRay-VRayStereoscopic, однако пользоваться им мы не будем т.к. он дает не совсем тот результат который нам нужен. Проделаем все вручную, нам просто нужно клонировать камеру параллельно существующей на межглазное расстояние (примерно 65 мм) и сделать рендер с теми же параметрами что и первое изображение. Затем следует склеить эти изображения одно под другим таким образом что бы изображение с левого глаза было сверху, а с правого снизу. В итоге должна получиться квадратная картинка.

И так мы научились делать панорамы, теперь можем проверить результат на сервисе TheViewer:

1 Выбираем пункт меню New Project

2 Вам предложат зарегистрироваться или войти под аккаунтом google. Выполняем.

3 Называем наш будущий проект

4 Нажимаем + в правой части экрана и перетаскиваем наши панорамы в окно сервиса. Прямоугольные и квадратные (стереоскопические) панорамы сервис распознает автоматически.

5 Теперь необходимо настроить переходы (warp) между панорамами. Для этого два раза щелкаем в то место где размещается следующая локация. Создается Warp c двумя полями. Верхнее задает название перехода (например «спальня») и нежнее, где выбираем саму панораму спальни из списка загруженных нами панорам. Подтверждаем выбор нажатием галочки. Затем переходим в строку с именем текущей панорамы и выбираем панораму спальни. Теперь создаем warp чтобы вернуться в исходную точку или попасть в следующую. C помощью варпов можно менять предметы и их цвета, предварительно подготовив соответствующие панорамы с нужными вариантами.

6 Закончив настройку варпов нажимаем кнопку save gallery. Проматываем галерею вниз и находим наш новый проект. Нажимаем и проверяем все ли правильно настроено. На проекте в галерее сразу присутствует кнопка для копирования ссылки и отправки кому бы-то ни было. У меня получился такой простенький тур по двум комнатам гостиницы.

Скачав приложение для Android можно посмотреть результат в очках VR. Впрочем просматривать панораму в VR режиме можно прямо в браузере на смартфоне. Приложение просмотра также доступно для ios и отдельно для Gear VR.

В целом данный сервис мне очень понравился своим удобством и простотой в освоении, хотя и является только относительно бесплатным. Всем спасибо за внимание, надеюсь был полезен.

Программы просмотра отдельных панорам для ПК под windows и для смартфонов под Android.

Наиболее адекватной программой для просмотра панорамы на ПК является GoPro VR Player 2.0 – простая программка с интуитивно понятным интерфейсом.

Vars VR Player Pro

Это самые мне понравившиеся.

Существует так же короновский скрипт для создания панорам Corona Panorama exporter, но он не очень удобен т.к. результат сложно отправлять заказчику. При отправке почта ругается как на потенциально опасную программу.

Источник

Оцените статью
Как сделать своими руками