Как сделать все виды языкового анализа

Лингвистический анализ художественного текста

Актуальность

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Что же представляет собой анализ текста? «Анализ» от древнегреческого «разложение, расчленение» предполагает изучение частей, из которых состоит текст. Выбор этих частей и направление анализа зависит от того, какие цели ставит перед собой исследователь.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

В качестве примера проведем лингвистический анализ отрывка повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Текст

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Анализ

Текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Этот эпизод можно назвать «Радость познания», так как в нём идёт речь о том, как главный герой изучает на себе возможности управления в полёте на большой скорости. Тип речи – повествование, стиль художественный.

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

Первая часть фрагмента – когда главный герой принял решение быть как все – неторопливая и спокойная. Словосочетания «почувствовал облегчение», «приятно перестать думать», «жить, как живёт Стая», «мирно и спокойно» создают впечатление правильности принятого решения, «распались цепи» – он свободен… От чего? «Не будет борьбы, не будет и поражений». Но это значит, не будет и жизни?

Эта мысль не озвучена, но она напрашивается, а в тексте возникает тревожный глухой голос. Его речь – восклицательные предложения, в которых напоминание Джонатану: «Чайки никогда не летают в темноте! Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!» Здесь автор использует глаголы в условном наклонении, причём в одном случае форма повелительного наклонения в значении условного – родись ты, то есть если бы ты родился. Но упоминание о крыльях сокола приводит главного героя к догадке – и скорость повествования резко меняется.

Читайте также:  Как сделать самодельную борону к мотоблоку

Бессоюзное сложное предложение «Его боль, его решение – от них не осталось и следа» рисует мгновенную смену событий. Оба простых предложения в составе этого сложного являются односоставными: первое – назывное, второе – безличное. От статичности, неподвижности принятого решения – к молниеносному движению, которое происходит как будто без участия главного героя, помимо его воли, само по себе – поэтому и предложение безличное.

В этой микротеме трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти; семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Это – момент наивысшего напряжения в тексте, которое заканчивается победой главного героя: «едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны».

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность произведению: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней». Крылатое выражение «благие намерения» вызовет множество ассоциаций у внимательного читателя и заставит задуматься над тем, что главный герой не предавался намерениям – он действовал! Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина».

Особую роль в рассматриваемом фрагменте играют восклицательные предложения. Если их выписать и прочитать отдельно от текста, мы получим сжатое и очень эмоциональное содержание всего эпизода: «Темнота! Чайки никогда не летают в темноте! Спустись! Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола! Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! Какой же я дурак! Короткие крылья! Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сто сорок миль в час! Не теряя управления!»

Автор сумел передать в эпизоде основную идею всей повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Источник

Виды и образцы языкового анализа

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа.

При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического анализа

1. Разбить слово на слоги, указать количество слогов. Указать слог, на который падает ударение.

2. Записать слово в фонетической транскрипции.

3. Дать характеристику гласным и согласным звукам.

4. Указать количество букв и звуков. Прокомментировать их соотношение.

тетрадь [тʼитрáтʼ] вариант [тʼи э трáт’]

Морфемный анализ слова

Придорожный

Графический морфемный разбор слова

Словообразовательный разбор

2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.

4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово.

5. Определяется способ образования слова.

Морфологический анализ

Сущность морфологического анализа заключается в разборе слова как части речи, в последовательном установлении всех грамматических значений слова в его конкретной грамматической форме.

При морфологическом разборе имени существительного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.),

3) установить постоянные признаки: а) нарицательное или собственное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) тип склонения,

4) установить непостоянные признаки: а) падеж, б) число,

5) определить синтаксическую функцию слова.

На пути 3 нам совсем не попадались встречные суда.

I. (На чем? Где?) на пути.

При морфологическом разборе имени прилагательного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить прилагательное в начальную форму (И.п. ед. ч. м.р.),

3) установить постоянные признаки: разряд по значению,

5) определить синтаксическую функцию.

Орешник начинает ронять лист с самых высоких 3 побегов.

I. Побегов (каких?) самых высоких.

При морфологическом разборе имени числительного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить числительное в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) разряд по структуре,

4) установить непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть),

5) определить синтаксическую функцию числительного.

Экспедиция на двух парусных судах под начальством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в тысяча восемьсот девятнадцатом 3 году подошла к берегам Антарктиды.

Читайте также:  Craft the world как сделать люк

I. Подошла (когда?) в тысяча восемьсот девятнадцатом (году).

При морфологическом разборе местоимения следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить местоимение в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) лицо и число (у личных местоимений),

4) установить непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть),

5) определить синтаксическую функцию.

I. Угодий (каких?) никаких.

При морфологическом разборе глагола следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить глагол в начальную форму (инфинитив),

3) установить постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность,

5) определить синтаксическую функцию.

Уж тает 3 снег, бегут ручьи.

I. Снег (что делает?) тает.

Синтаксический разбор словосочетания

Студёный ветер резко рвал полы его шинели.

↓──────×
студёный ветер
↓ ↓
прилаг. + сущ. Словосочетание именное.
Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.

Синтаксический разбор простого предложения

При анализе простого предложения следует:

1. Установить, что данное предложение простое.

2. Определить предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. Назвать предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).

4. Назвать предложение по составу главных членов (двусоставное или односоставное).

5. Определить тип односоставного предложения.

6. Назвать предложение по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).

7. Назвать предложение по полноте (полное или неполное).

Синтаксический разбор сложного предложения

1. Разобрать предложение по членам.

2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

4. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

5. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) по интонации (невосклицательное, восклицательное).

Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:

1) по наличию одного или обоих главных членов (двусоставное или односоставное),

2) по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное),

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., СПП.

1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.png»/>Источник

Виды языкового анализа текста при подготовке к ГИА по русскому языку

Виды языкового анализа текста при подготовке к ГИА

Большую роль при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку играет анализ связного текста, который выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности. В идеале каждый урок русского языка должен включать в себя работу с текстом. Каждая новая тема, каждое явление языка изучается на материале художественных текстов. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово действует в тексте, в речи.

Какие же задания могут быть подобраны к текстам? Их можно разделить на следующие группы:

Поиск в тексте определенных форм и конструкций, их классификация, объяснение их роли в тексте (от грамматики к содержанию).

Определение грамматических средств, с помощью которых раскрывается содержание.

Активная работа с текстом (изменение структуры предложений, анализ лексики, определение стиля и жанра текстов).

Такая работа помогает учащимся осмыслить художественный текст, оценить его достоинства, понять, как и почему выбраны лексические и синтаксические средства.

Лингвистический анализ текста

1. Тема, основная мысль текста.

2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие).

3. Перечень микротем.

4. Стиль текста, тип речи.

5. Способ связи предложений в тексте (параллельная связь,

6. Средства связи предложений (оправданное повторение слов,

использование местоимений, однокоренных слов, союзов, близких по смыслу слов).

7. Ключевые (опорные) слова.

8. Характеристика и особенности синтаксических конструкций текста.

9. Лексические особенности текста, их связь со стилем, типом и темой текста (эмоционально окрашенная лексика, термины, специальные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т. п.).

10. Подбор синонимов и антонимов к указанным словам.

11. Перечень художественных средств, использованных в тексте (привести

12. Вывод: доказать, что это текст, а не отдельные фразы, предложить свой вариант заглавия.

Какая бывает роса на траве?

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Определите стиль и тип речи. Докажите свою мысль.

Какова тема этого текста? Основная мысль?

Назовите способ и средства связи предложений в тексте.

Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему?

Найдите слова в переносном значении, дайте их квалификацию. Какое ещё средство выразительности использовано автором? Какую роль они играют в тексте?

Читайте также:  Как правильно сделать фундамент для частного дома

Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова. Какие чувства автора они передают?

Какие слова использует автор: общеупотребительные? диалектные? профессиональные?

Какие согласные звуки повторяются в тексте? Как называется такой приём звукописи? Какой эффект он создаёт?

Стилистический анализ текста

1.Выявление условий (ситуации общения), с учетом которых выбирался стиль текста:

а) сфера использования текста;

б) функции речи (общение, сообщение, воздействие);

в) адресат речи (возрастной, образовательный, культурный уровень).

2. Установление стилевых черт, характерных для данного стиля.

3. Анализ языковых средств (фонетических, словообразовательных, морфологических, лексических, синтаксических), благодаря которым текст приобрел названные стилевые черты.

4.Вывод о принадлежности текста к определенному стилю.

И ветки золотистые,

Кругом роса медвяная

3. Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба», – подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его. Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. – «Эх, штука-то важная», – сказал мужик (Л.Н. Толстой. Три смерти).

Коммуникативный анализ текста

1.Ситуация общения в данном тексте.

2.Коммуникативные цели участников общения.

3.Кому принадлежит инициатива в общении?

4.Охарактеризуйте поведение участников общения.

5.Охарактеризуйте социальные и коммуникативные роли персонажей текста, меняются ли они в процессе общения?

6.Определите приемы влияния коммуникантов друг на друга в процессе общения.

7.Оцените коммуникантов с точки зрения выполнения ими определенных правил общения.

8.Определите функционально-стилистическую принадлежность текста и докажите свою точку зрения.

9.Определите, какие предложения преобладают в данном тексте и почему.

10.Охарактеризуйте лексический состав текста, изобразительно-выразительные средства, целесообразность их использования.

Сережка Сорокин шагал в лес за брусникой. Лес был низкорослый и болотистый. Брусники было мало. Она алела маленькими, рассыпанными по земле искрами. Надо было только чаще наклоняться.

Неожиданно грянул выстрел. Потом раздался еще хлопок, еще. Какое-то тревожное предчувствие подстегнуло мальчика, и он побежал. И вдруг совсем близко послышался знакомый голос:

— Я вас не боюсь. Это вы меня боитесь, ружья выставили.

Это был голос его учителя, Феликса Петровича. Мальчик раздвинул кусты и увидел учителя. Феликс Петрович был бледен. Перед ним стояли двое с ружьями, взятыми на изготовку.

— Ишь, добренький! – вставил свое слово одетый в кожу.

— Ладно разговаривать! – крикнул высокий. – Уйдешь ты или нет?

Сереже Сорокину хотелось упасть на землю. Чем он мог помочь учителю? Ружья у него не было. Но Сережа почувствовал, что должен. Должен, и все!

Дрогнули ветки ивняка. На дорожку бесшумно вышел мальчик.

— Это ты? – произнес учитель, и в голосе его прозвучало скорее удивление, чем радость. – Много набрал?

— Черт с тобой! – выругался мужчина в болотных сапогах и пошел прочь. Коренастый последовал его примеру.

Учитель и ученик стояли на дорожке и смотрели им вслед.

Комплексный анализ текста

(1)Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляя(т,ть)ся рост духовной культуры всего общества. (2) Культура как р…стение: у нее не только ветви, но и корни. (3)Чрезвычайно важно что(бы) рост нач…нался именно с корней.

(4)Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой мес(?)ности необходимо для сохранения культуры страны. (5)Даже удвоив число музейных работников, мы не сможем все сбереч(?), н…чего не растерять. (6)Это по силам только армии энтузиастов-краеведов.

(7)Краеведение пр…надлежит к комплексным наукам. (8)По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок – она спокойнее, строже, беспристрас(?)нее. (9)Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной те(р,рр)итории событий связа(н,нн)ых с этой мес(?)ностью, с жизнью людей, ее населяющих, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей.

(10)Краеведение пр…дает мес(?)ности не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом что(то) совершенно новое, це(н,нн)ое.

(11)Краеведение учит людей (не,ни) только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересова(т,ть)ся историей, иску(с,сс)твом, литературой, повышать свой культурный уровень.

(12)Сохр…нять нужно все памятники данной мес(?)ности независимо от того, какому народу они пр…надлежат. (13)Каждый город это город нескольких культур.(По Д. С. Лихачеву)

1.Выразительно прочитайте текст.

2. Каковы его тема и основная мысль?

3.Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

4.Найдите средства художественной выразительности, объясните их роль.

5.Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.

6.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

7.Из предложения 2 выпишите слово с чередующейся гласной.

8.Замените словосочетание «музейные работники», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

9.Выпишите грамматическую основу предложения 13.

10.Среди предложений 7-11 найдите предложения с обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Источник

Оцените статью
Как сделать своими руками
Adblock
detector